Рус лит-ра в годы ВОВ
Литературный процесс в годы ВОВ. Власть и писатели.
Предчувствие неизбежного столкновения с Германией было с сер. 30-х гг. Писатели по-своему на это откликались: некоторые в воинственного духе , рисуя картины буд. войны как быстротечной и удачной (повесть Шпанова «Первый удар», р. Бойдупова «Разгром фашистской эскарды. Фантазия о буд. Войне») или глубокие предчувствия несчастья (стихи О.Бергольц)
Суть лит. процесса – 2 конфликта предшествующих 20 лет :
· Стремление вольности искусства, свободы творчества и политический контроль с другой стороны
· Между сторонниками утверждения традиционных этических ценностей лит-ры с одной стороны и классовой полит борьбы с другой
Задачи лит-ры:
· Лит-ра должна помогать сохранить чел. душу в пламени войны: можно погибнуть духовно, оставаясь живым физически.
· Вызывать сопротивление у человека за национальную независимость и самосохранение.
Продолжали выходить основные журналы и печ.
1942 г. Шолохов «Наука ненависти», р-н. Бородина «Дмитрий Донской»
1943 г. – главы «Они сражались за Родину» Шолохов, «Непокоренные» Горбатов – 43 г
1944 г. «Взятие Великошумска» Леонова, Степанов «Порт артур»
1945 г. - «Молодая гвардия» Фадеева, «Первые радости» К.Федина, «Петр I» А.Толстой,
«Чайка» Пельков, «Сын полка» Катаев.
Ж-л «Новый мир», 1943 г. Содержание:
· И.Оренбург , стихи
· «Брусиловский прорыв» (найти автора)
· М.Рыльский
· Очерки Панферова
· Платонов, рассказы
· А.Толстой. ст-я «Книга для детей»
· Рецензия Гусева «Книга о Ясной Поляне»
Р-з «Дерево Родины» А.Платонова
Гл. герой Степан Трофимов пошел на в-ну, столкнулся с врагом – таким же человеком, как он сам. Был ранен, попал в плен.
Труженик, ко всему относится по-хозяйски.
Лист «божьего дерева», кот. он сорвал, уходя из дома – духовная опора. «Мать этого листика была жива…»
Тоска по матери, по Родине и самому себе – слабость обычного человека. Нехоетел просто так жить, хотел, чтобы в жизни был смысл.
Рассказ кончается тем, что голый Трофимов бросается на вооруженного врага и убивает его. Трагическая ситуация, но заканчивается надеждой.
Полит. цензуре такая проза не нравилась: ее печатали, т.к. ослаблена была цензура, но потом подвергали критике. (Литературная политика)
Патриотическая лит-ра
Политические ценности поддерживались в начале в-ны: Сб-к стихов «В бой за Родину» 1941 г. (М.Голодный, Лебедев-Кумач и др.)
На 1-ый план начинают выдвигаться традиционные ценности: В.Брюсов, стихи – серия книг «Писатели-патриоты Великой Родины» (а не советской Родины)
Давали публиковаться «старым» писателям, писавших дореволюционные романы (Иван Новиков)
1943 г. митрополит Алексий все годы блокады провел в Ленинграде, сказал в рождественской речи: «В каждом из нас ожил русский… все мы встали не за себя, а за общие ценности…»
Было необходимо национальной единство, а оно невозможно без уважения к религии, поэтому власть была вынуждена отказаться от антирелигиозной политики.
Печатаются молодые поэты: Константин Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»), Александр Яшин («Ливень смывает с деревьев пыль…» напечатано 9 мая 1942 г. в г-те «Искусство»)
Патриотическая тема объединияла рус. поэтов на Родине и рус. поэтов в эмиграции. Вертинский в это время в Шан-Хае писал стихи и песни («Письмо», «Юность мира»).
А.Ахматова в 1940 г. был издан сб-к стихов, была выдвинута на сталинскую премию, но ОРГБюро ЦК ВКПБ решили книгу «убрать», т.к. было много религ. стихов.
В 1943 г. в Ташкенте выходит сб-к стих.
Невероятно, что 8 марта 1942 г. печатается стихотворение «Мужество» на 3 стр. внизу в г-те «Правда».
У нее берут интервью в 1944-1945 гг., печатают в ж-х
Пишет стихи по заказу : ж-л «Знамя» напечатал ст-е «А вы, мои друзья последнего призыва», написано по заказу Вишневского. (Это освещение событий ленинградской блокады). Слово «бог» заменили на слово «слава».
Патриотическая лирика очень качественная.
Интимная лирика.
А.Сурков был за полит. поэзию еще в довоенное время (стеснялся), но в военное время написал ст-е «Из исьма к жене» стало популярным и превратилося в песню «Бьется в тесной печурке огонь».
Любовная лирика Ахматовой. Очень высокий нравственный кодекс, истинно человеческие отношения между людьми, уважение к внутреннему миру чел., к гордости женщины. Трагическая окраска: неразделенной и непонятой оказывается любовь самых высоких ценностей.
Постановление 1946 г. – Ахматову снова начинают ругать за любовную лирику.
Особая популярность К.Симонова. Возлюбленной его была киноактриса Валентина Серова.
Поэт Семен Кирсанов и критик Ираклий Андронников 1942г. написали рецензию на стихи Симонова в «Дивизионной газете»: «Он пропагандирует проституционную философию… Постельная лирика чужда духа Красной армии…»
Ст-е «На час запомнив имена…»
Стихи Симонова были выдвинуты на сталинскую премию. Разгорелись споры в комитете по сталинским премиям (Немирович-Данченко, Толстой, Долженков).
Ст-е «Жди меня».
Лиро-эпические произведения
Поэма Твардовского «Василий Теркин» (Какой главой заканчивается поэма?)
Эпическое пр-е – т.к. рисуются картины в-ны, а лирическое – потому что есть мнение автора ( гл. «О себе», признается, что Теркин – это он сам).
Надо дифференцировать, где герой поэмы, а где сам автор.
Твардовский родился в смоленской деревне, в гл. «О себе» вспоминает свое детство, описание деревенского пейзажа.
Строки «Я за все кругом в ответе…» - мера ответственности поэта.
Национальная позиция. Дважды повторяется религиозное слово «свят». Сон детства, отчий край и даже злоба на врага – источник божественной силы – это традиционные ценности. В этом суть позиции Твардовского. В герое поэмы нет ничего советского, это крестьянский человек. Хотя крестьянский патриотизм сыграл большую роль в в-не, поэму осудили за это и сталинскую премию сразу не дали, а только в 1946 г.
Поэма «Годы грома» Осеева. Человек, живущий ненавистью, не может быть человеком.
Песни «Синий платочек» (стихи Галицкого и Максимова), «Темная ночь» (стихи агатова (Петрова)), «Прощайте, прощайте» (стихи Виктора Гусева)
Литературный процесс был очень противоречивым.
Лит-ра киносценария. Фильм «Девушка спешит на свидание» в стихах.