Проблема стабильности и изменчивости политической системы

Все политические системы сталкиваются с проблемами порядка и стабильности общества, устойчивого функционирования всех общественных институтов, а также угроз и вызовов социуму. В обществоведческой литературе существует понятие «безопасность общества», которое содержит комплексную интегративную характеристику наиболее важных процессов и явлений, характерных для конкретной страны; представляет собой систему предельно допустимых показателей социально-политического, экономического, культурного развития; отражает угрозы и риски, с которыми сталкивается государство.

Рассмотрим, как развивались представления о механизмах обеспечения стабильности и порядка в истории социальных идей. Платон писал, что наивысшее благо – это благо полиса. Основоположник социологии О.Конт считал, что для устойчивого функционирования общества необходимы социальные механизмы регулирования общественных отношений, определенное единство верований, убеждений и чувств. Нужны институты, регулирующие поведение человека как извне (государственное принуждение), так и изнутри через мир чувств, эмоций. Дж. Ст. Милль отмечал, что социальная наука должна давать рекомендации для принятия «правильных решений» на основе изучения массового поведения.

Э.Дюркгей писал об «органической солидарности» и механизмах предотвращения аномии как ценностно-нормативного вакуума. Целостность общества основана не столько на принуждении, сколько на институтах права и общественного мнения. Более четко данную идею мы находим у выдающегося социолога Т.Парсонса, который концентрировался на изучении стабильности социальной системы, проанализировал ее подсистемы и их функции. Особое внимание он уделил эволюции социума от традиционных к современным обществам. Парсонс показал, что механизмы управления обществом эволюционировали от принуждения как единственного метода, к развитию побудительных механизмов. В современных «социетальных обществах» регулятором отношений являются преимущественно ценностно-нормативные регуляторы, такие, как право, мораль, религия, обычаи, традиции, политические нормы.

Итак, фактором, необходимым для обеспечения безопасности и стабильности политической системы (и общества в целом) выступает способность сохранять сущностные национальные и духовно-нравственные ценности. Традиционно в Беларуси высшей оценкой была нравственная оценка власти, а отношение к закону зависело всегда от степени уважения или неуважения к власти.

Еще одно условие стабильного политического развития – формирование гражданского общества с учетом специфики исторических и цивилизационных особенностей Беларуси. Формирование гражданского общества должно рассматриваться как одна из основ политического развития Беларуси XXI века. Гражданственность – гарантия сдерживания недемократических тенденций, обеспечения достоинства личности. Гражданственность тесно связана с развитым правосознанием. Правосознание – это важнейший элемент процесса формирования национальных интересов. Право обеспечивает, по выражению известного социолога Э.Дюркгейма, «организацию социальной жизни в ее наиболее устойчивом и точном выражении», поскольку праву принадлежит приоритетная роль в ряду регуляторов социально-политических отношений.

Политическая система является устойчивой, если достигнута легитимность. Легитимность власти, т.е. доверие со стороны населения трем основным компонентам политической системы (по Д.Истону): политическим институтам, политическим лидерам, политическому режиму в целом. Интересно, что в развитых демократиях доля граждан, радикально отвергающих существующую политическую систему, доходит до 15–20%, предельно критическим показателем в мировой практике считается уровень 40% – тогда легитимность власти ставится под сомнение.

Достижение легитимности не одномоментный, а длительный процесс, называемый легитимацией власти. Легитимность – это свидетельство эффективной работы механизмов обратной связи между центрами принятия политических решений и гражданским обществом, это принятие и одобрение власти. Таким образом, общественное мнение выступает социальным регулятором политических процессов. Для выявления динамики общественного мнения можно использовать различные методы: социологические опросы, анкетирование, расчет индикаторов социально-политической напряженности.

Еще один фактор обеспечения политической стабильности – информационная безопасность. Четкое определение информационной безопасности предлагает С.Н.Князев: «Под информационной безопасностью Республики Беларусь понимают состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Князев С.Н. далее выделяет четыре основные составляющие национальных интересов в информационной сфере. Первое: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления Беларуси, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Второе: информационное обеспечение государственной политики Беларуси, связанное с доведением до белорусской и международной общественности достоверной информации о государственной политике, ее официальной позиции. Третье: развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, телекоммуникации и связи. Четвертое: защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Стабильность политической системы проверяется в ходе регулярных выборов. В Республике Беларусь избираются депутаты местных представительных органов власти и депутаты Парламента – Национального собрания, Президент. Выборы обеспечивают участие граждан в управлении страной, реализацию политических прав; смену власти мирным путем; контроль за властью со стороны населения. Президентские выборы проходили в нашей стране в 1994 и 2001 годах. На выборах дважды одержал победу А.Г.Лукашенко. Парламентские выборы проходили в 1995 и 2000 годах.

Наряду со стабильностью политической системы огромное значение имеет ее изменчивость, процессы развития и реформирования. Часто для их определения используют понятие «модернизация».

Политическая модернизация – переход к политической демократии и конкурентной рыночной экономике. Выделяют два подхода к оценке характера и перспектив демократических преобразований: либеральный и консервативный.

Либеральное направление – Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай – в качестве основных критериев выдвигают степень вовлеченности населения в систему представительной демократии и степень открытости, конкуренции политических элит. В рамках этого направления модернизация связывается с быстрыми процессами экономической либерализации и политической демократизации («шоковой терапии»). Отрицательное отношение к авторитаризму – существенная черта либерального направления теории политической модернизации. На практике оказалось, что плюрализация элит и параллельный рост уровня массового политического участия ведут к хаосу, дезорганизации.

Р.Даль предложил критерии успешной модернизации:

1.Взаимная безопасность среди конкурирующих за власть групп;

2.Сильная исполнительная власть, зависящая от демократических институтов;

3.Создание стабильной партийной системы;

4.Развитие местной представительной власти.

Консервативное направление – С.Хантингтон, Дж.Нельсон, Х.Линц –модернизация общества связана не столько с уровнем демократизации политических институтов, сколько с их прочностью и организованностью. Большое внимание отдается институционализации – т.е. формированию структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. Политический режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство.

Условия модернизации: 1. Компетентность, профессионализм политических лидеров. 2. Выделение качественно различных и продолжительных этапов в процессе реформ, каждый из которых должен иметь конкретные приоритеты. 3. Точный выбор времени их применения.

Консерваторы акцентируют внимание на обеспечении политического порядка с помощью централизованных политических институтов. Либералы – на наличии возможностей влияния населения на власть. С точки зрения консерваторов, переход к демократии должен осуществляться постепенно, по мере достижения успехов в реформировании экономических и социальных отношений. Главное для политической элиты – умение обеспечить равновесие между изменениями в различных сферах модернизируемого общества. Здесь следует отметить, что переходный характер отношений элитных групп в Республике Беларусь пока не демонстрирует достаточного числа примеров реального диалога правящей элиты и элит-аутсайдеров. По сей день политическая система не получила такого балансира, как системная оппозиция. В условиях демократического политического процесса элиты должны договариваться, совместно формировать «пакт» национальных целей и приоритетов развития, а в конечном счете – сформировать баланс по поводу базовых целей и ориентиров развития общества. Однако этот процесс всегда крайне сложен. Здесь возникает уже вопрос об институциональных рамках диалога элит. Методы разнообразны – от политических сделок до конвенции, договора.

Таким образом, можно выделить две модели трансформационных преобразований политической системы.

Первая – конкурентная модель:

1. Резкая либерализация.

2. Распад прежней политической системы;

3. Внедрение новых демократических институтов любой ценой, нередко вопреки сопротивлению как сверху, так и снизу. Поверхностная либерализация и быстрое проведение демократических выборов, в результате чего, старая элита отстраняется от власти.

Вторая – кооперативная модель:

1. Последовательная либерализация политической системы;

2. Демонтаж отживших институтов и создание новых (институционализация);

3. Ресоциализация населения (переобучение, занятость и т.д.) и создание механизмов общественной консолидации.

Республика Беларусь как свободное, образованное и открытое государство, основанное на принципах справедливости, гражданского равенства и правовой свободы должно создать механизмы социального единства, социальной солидарности. Солидарность следует отличать и от коллективизма, понимаемого в духе конформизма, и от индивидуализма, понимаемого как эгоизм. Солидарность – это осознание себя как гражданина своей страны с полной ответственностью за то, что в ней происходит. Есть две модели достижения сплочения, солидарности – из центра и из регионов. Необходимо делать ставку на сплочение из регионов. Нам надо повернуться лицом к будущему, а не к прошлому. Необходимо раскрепощение сил человека с учетом его реальной сути: каждый человек стремится к счастью, к достатку, благосостоянию семьи. Солидарность – это также осознание взаимозависимости, взаимной полезности: учитель – учит, врач – лечит, строитель – строит. Мы все оказываем друг другу услуги, мы нужны друг другу. Мы вместе строим сильную и процветающую Беларусь. Вот, что такое солидарность.

Принцип солидарности означает серьезные сдвиги в социальной психологии. Нам необходимо уйти от атомизации, от комплекса врага, нетерпимости, от социального иждивенчества. Ведь – демократия это не просто власть большинства, а исключение диктата большинства против меньшинства, учет интересов этого меньшинства. Механизм установления консенсуса между различными силами общества давно и хорошо известен – это приоритет права, закона.

Формой реализации солидарности выступает социальное партнерство как нахождение баланса интересов между государством, бизнесом и наемными работниками. Идея социального партнерства получила правовое закрепление в конституциях и законодательстве многих западных государств, например, Бельгии – в 1948 году, ФРГ – в 1952 году, Австрии – в 1957 году, Франции – в 1958 году, странах Северной Европы – в 1970-х годах. Отсутствие в западном мире на протяжении нескольких десятилетий крупных общественных потрясений в значительной степени результат реализации идеи социального партнерства труда и капитала, отношения между которыми долгое время представлялись не иначе как антагонистическими. Практическое воплощение эта идея получает после признания необходимости «трехстороннего сотрудничества» – представителей трудящихся, предпринимателей и государства. Одной из сторон «трехстороннего сотрудничества» выступают профсоюзы, представляющие интересы трудящихся. Их роли посвящена отдельная глава книги.

Контрольные вопросы

1) Какое понимание нации принято Организацией объединенных наций?

2) Какие есть подходы к пониманию общенациональной государственной объединительной идеи?

3) Что такое национальные интересы? Как возникло это понятие? Назовите разновидности национальных интересов? Каковы базовые национальные интересы Республики Беларусь?

4) Изобразите модель, отражающую функционирование белорусской политической системы. Назовите основные центры принятия политических решений.

5) Какие функции должна выполнять политическая система?

6) Выделите нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы.

7) Что такое политическая модернизация? Опишите наиболее распространенные модели модернизации.

8) Объясните понятия солидарность и социальное партнерство. В каких странах социальное партнерство нашло правовое закрепление?

Литература

1) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 2000.

2) Грамадскія ідэалы: нацыянальныя традыцыі, сучасны стан, погляд у будучыню: Навук.збор. – Матеріалы научн. Конференціі 26–27 ноября 1998 г., г.Мінск / Рэдкал.: Л.Уладыкоуская-Канаплянік і інш. – Мн.: «ННАЦ імя Ф.Скарыны», 2002. – 224 с

3) Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учебн.пособие. М.: Высш.шк., 1998. – 239 с.

4) Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика; Учебн.пособие. Мн.: Армита-Маркетинг, 2002.– 512 с.

5) Заико Л.Ф., Карбалевич В.И., Абрамова О.М. и др. Национально-государственные интересы Республики Беларусь. Под ред. Л.Ф.Заико. – Мн.: Изд. В.М. Сакун, 1999. – 268 с.

6) Национальная и региональная безопасность / Л.Заико, Д.Данилов и др. – Мн.: Несси, 2001. – 436 с.

7) Национальная идея и национальные интересы Республики Беларусь.// Материалы междунар.научно-практич.конференции.
19 ноября 1998 г. – Мн.: ИСПИ, 1999. – 128 с.

8) Япринцев В.Г. Национальное самосознание как интегративный признак нации. – Мн.: БГПУ, 2002. – 262 с.

9) Соколовский А.А. Республиканские и местные органы исполнительной власти и управления. – Мн.2001., С. 10 – 11.

10) Панарин А. К реконструкции «Второго мира» // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания.

11) Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Центральной Европе // Полис. 1996. № 4. С. 125-137.

12) Шавель С.А. К концепции социального развития Беларуси // Белорусистика. Т.3. – Мн.: Отд. научн. информации по гуманитарным наукам АН Беларуси, 1993. С. 69–73.