Девятая симфония.

Симфониф №5

Лунная соната

Четырнадцатая соната (1801 г.) названа "Лунной" не самим автором, а поэтом-романтиком Людвигом Рельштабом, другом австрийского композитора Франца Шуберта. Случайно найденный образ навсегда закрепился за этим музыкальным произведением, хотя и не вполне соответствует его содержанию. В 1799 г. Бетховен познакомился с семьёй графа Франца фон Брунсвика. Соната посвящена родственнице семейства - Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к которой оставила глубокий след в душе композитора и отразилась в музыке "Лунной" сонаты.

Симфонифя была закончена в 1808 году, в то время, когда композитор находился в расцвете творческих сил, но глухота уже неотвратимо преследовала его. Он избегал любого общества, кроме близких друзей, одним из которых был - Франц фон Брунсвик.

В симфонии 4 части. 1 часть начинается звучанием грозной и повелительной темы, о которой сам бетховен сказал «Так судьба стучится в дверь».В 1 части на элементах темы судьбы строятся главная и побочная темы.

Тема судьбы проходит красной нитью не только через 1 часть, а через все 4 части симфонии, появляясь в наиболее важных кульминационных моментах музыкального произведения., и таким образом способствует цельности музыкальной формы.

Написана автором с 1822 по 1823 г, и является вершиной не только симфонического, но и всего творчества в целом. Премьера симфонии состоялась в 1825 г. в Венском оперном театре. Симфония грандиозна по масштабам. Для осуществления авторского замысла театрального оркестра оказалось недостаточно, и пришлось пригласить любителей: двадцать четыре скрипки, десять альтов, двенадцать виолончелей и контрабасов, вместо двойного - четверной состав духовых. Для венского классического оркестра такой состав был необыкновенно мощным. Кроме того, каждая хоровая партия (басы, тенора, альты и сопрано) включала двадцать четыре певца, что также превосходило привычные нормы.

Особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст оды "К радости" Иоганна Фридриха Шиллера. Радость Бетховен понимал как восхищение гармонией природы и мироздания, как осознание всеобщего человеческого братства и равенства людей перед Богом. Удивителен внутренний строй основной темы финала, похожей на хорал. Одновременно сдержанно - строгая и трепетная, тема наполнена огромной внутренней силой. Вначале, словно дремлющие в теме силы в конце-концов высвобождаются в грандиозный гимн добру, истине, красоте и победе человеческого духа.