Отличия барокко от Ренессанса

Тема: 4. Музыкальная культура эпохи барокко. Г.Ф.Гендель. И.С.Бах.

Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1760 годами.

Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Термин «барокко» предположительно происходит от португальского
perola barrocaжемчужина причудливой формы, не имеющая оси симметрии.

Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Жан Батист Люлли, Доменико Скарлатти и Иоганн Себастьян Бах; но термин «барокко» прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки.

Искусство барокко неодинарнои несколько противоречиво:

Одна сторона искусства барокко отражает внешнюю сторону явлений, тяготеет к пышности, декоративности, сложности форм, колористическим контрастам. Примерами могут служить карины Рубенса, Тинторетто, архитектура Бернини, изощренная полифоническая техника композитрорв венецианской школы А. Вилларта, Андреа и Джованни Габриели, пышное музыкально-сценическое великолепие оперных постановок Ф. Кавалли, М.А. Чести.

Другая сторона искусства барокко отражает интерес к внутреннему содержимому явлений, стремится выразить сложность мира и отношение человека к действительности. (в отличие от искусства Возрождения, в котором человек предстает гармонии сокружающим миром). Поэтому искусству барокко присущи также драматизм и патетика, динамика и экспрессия, например трагические поэмы о любви и смерти - мадригалы Джезуальдо ди Веноза.

Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта, однако несколько в ином ключе: одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко было становление полифонии свободного стиля - инструментальнй полифонии, отличного от полифонии строгого стиля - вокальной полифонии a capella.

Основоймузыки барокко, написанной в свободном полифоническом стиле, стала тональная система мажора и минора (в отличие от системы диатонических ладов музыки эпохи Возрождения).

Мелодика свободного стиля отличается прежде всего инструментальной природой (расширяется диапазон звучания голосов, применяются ходы на самые широкие интервалы).