Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории
Методика школьного обучения истории как педагогическая наука
С.5-10.
Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.
Как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета (109, с. 6*). Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. Таким образом, предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и методы обучения.
Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельно-
сти учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется.
Один из старейших российских методистов СП. Сингалевич писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета» (127, с. 1). Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить?
Основные факторы обучения истории связаны с ответами на
эти вопросы:
цели, определяемые государством и обществом;
содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках;
научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения);
познавательные возможности учащихся; результаты обучения.
1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усвоение демократических ценностей и институтов; знакомство с прошлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских навыков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; развитие интереса к истории как к науке и к предмету обучения.
В наше время тоже определены цели исторического образования (8, с. 6):
овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;
развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;
формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;
развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.
- 6 -
Разработка целей обучения истории продолжается. К ним можно отнести:
воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
формировать человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование;
способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру;
отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности;
выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализировать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию (178, с. 41—42).
Основные факторы обучения истории в учебном процессе проявляются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факторов обучения ведет к возникновению новых качеств, положительно влияющих на процесс обучения.
2. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с развитием исторической науки. Методика помогает отобрать основные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеобщей истории; теоретические определения и обобщения. Содержание истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде госстандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия.
3. Методы (способы деятельности) могут быть, например, сло: весными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядными, практическими. Суть их заключается в том, что они дают ответ на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Хорошо продуманная методическая организация обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, научные взгляды и убеждения, развивать их способности.
- 7 -
С методами и приемами тесно связаны формы обучения (общеклассная, групповая, индивидуальная), типы уроков (повторитель-но-обобщающий, семинар, лабораторное занятие, урок-экскурсия), средства учебной работы учителя и учащихся на уроке. К средствам учебной работы относится все то, что обеспечивает учебный процесс. Это учебники, рабочие тетради, исторические карты, учебные картины, диафильмы, диапозитивы, учебные фильмы и' т. д.
На основе единства содержания учебного материала, организации соответствующих методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся достигаются цели обучения.
4. Познавательные возможности учащихся связаны с возрас-
том ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и
умений. Посильное познание в наибольшей степени способствует
развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмо-
циональной сфер личности. В процессе обучения развиваются
способности учащихся понимать, усваивать и применять истори-
ческие знания.
Что же такое способности? Это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, в данном случае — изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами деятельности.
5. Результаты обучения напрямую связаны с реализацией по-
ставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и уме-
ний учащихся, их интеллектуальный, мотивационно-волевой и
эмоциональный уровни развития. Знания выражаются в умении
доказывать и обосновывать, выделять существенное, выявлять при-
чинно-следственные связи, использовать нужные знания для раз-
решения возникших проблем.
Результаты обучения измеряются уровнем: 1) исторического образования, достигнутым на одном уроке, на многих уроках при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 5—11 классах; 2) сформированности научного мировоззрения; 3) воспитания учащихся в процессе изучения истории; 4) развития познавательных возможностей учащихся. Таким образом, результаты обучения показывают, реализованы ли поставленные цели или они остались только в замыслах.
Качество обучения в последнее время оценивается при помощи тестов. Реже используются задания, позволяющие оценить способность ученика применять полученные знания и умения в практической деятельности. На уроках истории такие задания связаны с проведением лабораторных занятий по простейшему исследованию источников и документов. Во внеурочное время ученики готовят доклады, рефераты, научные статьи на основе работы в музеях и архивах.
Роль и место методики в школьном обучении истории
Значение методики для студента, школьного учителя истории состоит в том, что она позволяет:
выявить уровень знаний и умений по истории у учеников конкретного возраста;
конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;
ставить конкретные задачи обучения и определять эффектив-
ность работы на разных этапах; Г
отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;
соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами;
разрабатывать тесты, логические задания и задачи, конспекты с опорными сигналами;
применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;
предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в педагогическую деятельность.
Методика обучения истории тесно связана с другими науками, и прежде всего с историей, ее базовой дисциплиной, позволяющей разработать содержание обучения. Цель методики — отобрать основные данные исторической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов.
Содержание отбирается с учетом познавательных возможностей учащихся. В их выявлении неоценима роль психологии. Эта наука раскрывает особенности познания учащихся, их познавательные действия. Кроме того, при анализе процесса обучения истории применяются некоторые методы психологических и педагогических исследований.
Методика тесно связана с педагогикой, поскольку является ее отраслью. Педагогика определяет методы обучения, цели воспитания, методы научного исследования. Взяв за основу эти методы и цели, методика вносит как в учебный процесс, так и в научные исследования конкретное историческое содержание.
Методы научного исследования — определение рабочей гипотезы, целей, задач исследования, педагогическое наблюдение и формирующий эксперимент (экспериментальные уроки). Латинское слово «экспериментум» означает «проба», «опыт». Такой опыт приходит в результате действия определенных факторов и условий обучения.
Педагогическое наблюдение — это изучение практики преподавания истории без воздействия на процесс обучения. Исследователь посещает и анализирует уроки истории, изучает результаты тестирования и анкетирования учащихся, конспекты и протоколы открытых уроков учителей, знакомится с передовым опытом по материалам школьных методообъединений. Однако если исследователь проводит тестирование и анкетирование учащихся по своим материалам, то это уже будет констатирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент предполагает активное вмешательство экспериментатора в процесс обучения. Обязательный элемент такого эксперимента — его гипотеза, аргументированное, но требующее проверки предположение о прогнозируемых результатах. Гипотеза формулируется по схеме: можно добиться положительного результата, если: а) изменить содержание, последовательность изложения материала; б) использовать новые средства обучения; применить иные способы изложения материала; внедрить иную организацию познавательной деятельности. Гипотеза проверяется при соответствующих условиях и методах на практике.
На основе поставленной цели и задач исследования экспериментатор сначала готовит методические разработки, а затем проверяет их эффективность в ходе обучения. Чаще всего проверяется организация обучения. В экспериментальных классах она иная, чем в контрольных. Например, метод единства (единственного) различия в обучении, когда все одинаково, кроме организации; противоположный метод — единство сходства.
Перед учеными, методистами и педагогами стоят важнейшие задачи: разработка концепции обучения истории в школе и вузе; дальнейшая разработка научно-педагогических основ построения содержания обучения и системы взаимосвязанных курсов истории; устранение перегрузки содержания обучения и его дублирования; дальнейшее исследование научно обоснованной организации обучения; определение оптимальной организации познавательной деятельности учащихся; разработка критериев оценки достигаемых рзультатов в обучении или эталонов проверки качества знаний, выявление объективных результатов обученности.