Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории

Методика школьного обучения истории как педагогическая наука

С.5-10.

Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь иссле­дования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, ре­шения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обу­чения истории в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.

Как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета (109, с. 6*). Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. Таким образом, предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками исто­рии. Объектом же будут содержание, организация, формы и мето­ды обучения.

Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и много­гранен. Его эффективность определяется характером деятельно-


сти учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется.

Один из старейших российских методистов СП. Сингалевич писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета» (127, с. 1). Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить?

Основные факторы обучения истории связаны с ответами на

эти вопросы:

цели, определяемые государством и обществом;

содержание и структура исторического образования, закреплен­ные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках;

научно-методическая организация процесса обучения (фор­мы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения);

познавательные возможности учащихся; результаты обучения.

1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усво­ение демократических ценностей и институтов; знакомство с про­шлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских на­выков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; раз­витие интереса к истории как к науке и к предмету обучения.

В наше время тоже определены цели исторического образова­ния (8, с. 6):

овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;

развитие способности осмысливать события и явления действи­тельности на основе исторического знания;

формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;

развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.

- 6 -

Разработка целей обучения истории продолжается. К ним мож­но отнести:

воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего цен­ность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;

знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;

формировать человека, интегрированного в современном об­ществе и нацеленного на его совершенствование;

способствовать интеграции личности в национальную и миро­вую культуру;

отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеж­дений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ори­ентировать их на гуманистические и демократические ценности;

выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализиро­вать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию (178, с. 41—42).

Основные факторы обучения истории в учебном процессе про­являются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факто­ров обучения ведет к возникновению новых качеств, положитель­но влияющих на процесс обучения.

2. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с раз­витием исторической науки. Методика помогает отобрать основ­ные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеоб­щей истории; теоретические определения и обобщения. Содержа­ние истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде госстандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия.

3. Методы (способы деятельности) могут быть, например, сло: весными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядны­ми, практическими. Суть их заключается в том, что они дают от­вет на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Хорошо продуманная методическая организа­ция обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, науч­ные взгляды и убеждения, развивать их способности.

 

- 7 -


 


С методами и приемами тесно связаны формы обучения (обще­классная, групповая, индивидуальная), типы уроков (повторитель-но-обобщающий, семинар, лабораторное занятие, урок-экскурсия), средства учебной работы учителя и учащихся на уроке. К средствам учебной работы относится все то, что обеспечивает учебный про­цесс. Это учебники, рабочие тетради, исторические карты, учебные картины, диафильмы, диапозитивы, учебные фильмы и' т. д.

На основе единства содержания учебного материала, организа­ции соответствующих методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся достигаются цели обучения.

4. Познавательные возможности учащихся связаны с возрас-
том ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и
умений. Посильное познание в наибольшей степени способствует
развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмо-
циональной сфер личности. В процессе обучения развиваются
способности учащихся понимать, усваивать и применять истори-
ческие знания.

Что же такое способности? Это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осу­ществления определенного рода деятельности, в данном случае — изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и проч­ности овладения методами и приемами деятельности.

5. Результаты обучения напрямую связаны с реализацией по-
ставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и уме-
ний учащихся, их интеллектуальный, мотивационно-волевой и
эмоциональный уровни развития. Знания выражаются в умении
доказывать и обосновывать, выделять существенное, выявлять при-
чинно-следственные связи, использовать нужные знания для раз-
решения возникших проблем.

Результаты обучения измеряются уровнем: 1) исторического образования, достигнутым на одном уроке, на многих уроках при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 5—11 классах; 2) сформированности научного мировоззрения; 3) воспитания учащихся в процессе изучения истории; 4) разви­тия познавательных возможностей учащихся. Таким образом, ре­зультаты обучения показывают, реализованы ли поставленные цели или они остались только в замыслах.

Качество обучения в последнее время оценивается при помо­щи тестов. Реже используются задания, позволяющие оценить способность ученика применять полученные знания и умения в практической деятельности. На уроках истории такие задания связаны с проведением лабораторных занятий по простейшему исследованию источников и документов. Во внеурочное время ученики готовят доклады, рефераты, научные статьи на основе работы в музеях и архивах.

Роль и место методики в школьном обучении истории

Значение методики для студента, школьного учителя истории состоит в том, что она позволяет:

выявить уровень знаний и умений по истории у учеников кон­кретного возраста;

конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

ставить конкретные задачи обучения и определять эффектив-
ность работы на разных этапах; Г

отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обу­чения, познавательными возможностями учащихся;

соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами;

разрабатывать тесты, логические задания и задачи, конспекты с опорными сигналами;

применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррек­тивы в педагогическую деятельность.

Методика обучения истории тесно связана с другими науками, и прежде всего с историей, ее базовой дисциплиной, позволяю­щей разработать содержание обучения. Цель методики — отобрать основные данные исторической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов.

Содержание отбирается с учетом познавательных возможно­стей учащихся. В их выявлении неоценима роль психологии. Эта наука раскрывает особенности познания учащихся, их познава­тельные действия. Кроме того, при анализе процесса обучения истории применяются некоторые методы психологических и пе­дагогических исследований.

Методика тесно связана с педагогикой, поскольку является ее отраслью. Педагогика определяет методы обучения, цели воспи­тания, методы научного исследования. Взяв за основу эти методы и цели, методика вносит как в учебный процесс, так и в научные исследования конкретное историческое содержание.

Методы научного исследования — определение рабочей гипо­тезы, целей, задач исследования, педагогическое наблюдение и формирующий эксперимент (экспериментальные уроки). Латин­ское слово «экспериментум» означает «проба», «опыт». Такой опыт приходит в результате действия определенных факторов и усло­вий обучения.


 

Педагогическое наблюдение — это изучение практики препода­вания истории без воздействия на процесс обучения. Исследова­тель посещает и анализирует уроки истории, изучает результаты тестирования и анкетирования учащихся, конспекты и протоколы открытых уроков учителей, знакомится с передовым опытом по материалам школьных методообъединений. Однако если исследо­ватель проводит тестирование и анкетирование учащихся по сво­им материалам, то это уже будет констатирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент предполагает активное вмешатель­ство экспериментатора в процесс обучения. Обязательный эле­мент такого эксперимента — его гипотеза, аргументированное, но требующее проверки предположение о прогнозируемых результа­тах. Гипотеза формулируется по схеме: можно добиться положи­тельного результата, если: а) изменить содержание, последователь­ность изложения материала; б) использовать новые средства обу­чения; применить иные способы изложения материала; внедрить иную организацию познавательной деятельности. Гипотеза про­веряется при соответствующих условиях и методах на практике.

На основе поставленной цели и задач исследования экспери­ментатор сначала готовит методические разработки, а затем про­веряет их эффективность в ходе обучения. Чаще всего проверяет­ся организация обучения. В экспериментальных классах она иная, чем в контрольных. Например, метод единства (единственного) различия в обучении, когда все одинаково, кроме организации; противоположный метод — единство сходства.

Перед учеными, методистами и педагогами стоят важнейшие задачи: разработка концепции обучения истории в школе и вузе; дальнейшая разработка научно-педагогических основ построения содержания обучения и системы взаимосвязанных курсов исто­рии; устранение перегрузки содержания обучения и его дублиро­вания; дальнейшее исследование научно обоснованной организа­ции обучения; определение оптимальной организации познаватель­ной деятельности учащихся; разработка критериев оценки дости­гаемых рзультатов в обучении или эталонов проверки качества знаний, выявление объективных результатов обученности.