ВВЕДЕНИЕ

Быть в XXI веке образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свобод­ной ориентации в информационных потоках современный специа­лист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекомму­никаций и других средств связи. Заложить фундамент информа­ционной культуры призвана дисциплина "Компьютерная технология информатика", изучение которой начинается со школьной скамьи, а затем, приобретая более целенаправленный характер, продолжается в нашем высшем учеб­ном заведении. Эта дисциплина достаточно новая и своим появ­лением обязана развитию индустрии информатики, бурному процессу информатизации, начавшемуся в нашей стране. Об информации начинают говорить как о стратегическом ресурсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития госу­дарства.

Информатика, как никакая другая область знаний, характе­ризуется чрезвычайно высокой степенью динамики изменений. Кроме того, учитывая ее всепроникающий характер, благодаря которому происходит интеграция знаний, идей, в настоящее время трудно очертить границы информатики. Удается выде­лить лишь ее основные направления. Сегодня информатика понимается как базовая дисциплина, имеющая общеобразова­тельное и общечеловеческое значение.

Прошло совсем немного времени, как в школах и вузах страны начали изучать информатику. Сейчас она претендует на звание базовой дисциплины в системе выс­шего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами (матема­тикой, физикой, химией, естествознанием, биологией, историей) призвана создавать фундамент профессионального образования в вузе.

К сожалению, до сих пор нет единой точки зрения на область знаний под на­званием "Информатика" и соответствующую ей дисциплину. Одни говорят — это веление времени, дань моде, явление преходящее или считают информатику слож­ной премудростью, где к тому же требуется познать характер некоего современного монстра — персонального компьютера и научиться управлять им. Другие восприни­мают информатику лишь как практическую дисциплину, где учат "правильно нажи­мать кнопки" персонального компьютера. (Надеемся, что вы с юмором отнесетесь к такой трактовке информатики.)

Однако кто поработал в солидной фирме, знает, что информатика и связанные с ней информационные технологии — необходимый атрибут профессиональной пригодности в обществе. Претендент на престижную работу должен обладать не только профессиональными знаниями и владеть иностранным языком, но и свобод­но разбираться в информационной технологии работы на персональном компьюте­ре, что как раз и дает изучение информатики.

Наступило время, когда профессионал — юрист, инженер, экономист, социо­лог, журналист —уже с трудом справляется с потоками информации. Специалисту, чтобы на должном уровне выполнять свои обязанности, необходимы инструмента­рий и методология его применения для обработки информации. Это сравнимо с ис­пользованием средств передвижения: теоретически человек может пешком преодолеть любое расстояние, но современный темп жизни просто немыслим без применения автомобиля, метро, поезда, самолета и т.д. То же самое происходит и в облас­ти, связанной с обработкой информации: теоретически человек сам может перера­ботать без компьютера любую информацию, но сделает это эффективнее, если овладеет знаниями и умениями, которыми располагает информатика.

По мнению преподавателей кафедры ИТМ, информатика служит прежде всего для формирования определенного мировоззрения в информационной сфере и освоения информационной культуры, т.е. умения целенаправленно работать с информацией, профессионально используя ее для получения, обработки и передачи, компьютерную информационную технологию и соответствующие ей технические и программные средства. Такой подход позволил выделить в рассматриваемой области:

относительно стабильные базовые знания (ядро), теоретические сведения и

динамично изменяемые знания, которые составили содержание практических заданий по освоению конкретных програмнных сред персонального компьютера.


Дисциплина содержит базовые теоретические и практические сведения, которыми должен владеть любой профессионал независимо от рода его деятельности. Это следующие аспекты информатики: основы информационной культуры, техническая база информационной технологии, системное программное обеспечение компьютера, прикладные программные продукты

Цель дисциплины:

• дать целостное представление об информатике и ее роли в развитии общества;

• раскрыть суть и возможности технических и программных средств информатики;

• сформировать понимание — с какой целью, и каким образом можно использовать информационные системы и технологии.

Вы сможете освоить известные и распространенные программные среды:

Windows, текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, систему управления базой данных Access, систему презентации Power Point и глобальную сеть Интернет.

Цель практических занятий — научиться пользоваться программным инструментарием компьютерной информационной технологии для работы:

• на локальном компьютере и при подключении его к сети;

• документами и текстами;

• с данными, представленными в табличной форме;

• с базами данных.

 

Приступая к изучению дисциплины ответьте себе на вопрос: "Хотите ли вы подчинить широчайшие возможности компьютера своим интересам и пользоваться им профессионально в той области, где будете работать?" От вашего решения зависит настроение, с каким вы будете изучать материал, закладывая тем самым фундамент информа­ционной культуры, так необходимой вам в будущем. Познание информатики — сложный процесс. Попытаемся трудные вопросы изложить на доступном для понимания уровне. Однако много таких аспектов в информатике, которые требуют не только запоминания, но и раз­мышления.


1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕФЕРЕНТА
(введение в специальность)