АГНОСТИЦИЗМ.

ИДЕАЛИЗМ И ЕГО ВИДЫ.

Представители идеализма предлагают иной, чем материалисты, вариант решения вопроса о том, что первично – материя или сознание?

Идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира нечто идеальное, духовное. Это могут быть: Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление или ощущения. Материальное, телесное понимаются здесь как продукт или способ проявления идеального.

Идеализм как философское направление возник около 2,5 тысяч лет назад (Пифагор, Платон). Но сам термин «идеализм» появился в начале ХУШ века. В 1702 году немецкий ученый и философ Лейбниц писал об Эпикуре, как о самом крупном материалисте и о Платоне, как о самом крупном идеалисте.

Идеализм существует в двух формах: объективный идеализм; субъективный идеализм.

Объективный идеализм - философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала.

Содержание объективного идеализма необходимо раскрывать на примере взглядов Платона, как основателя объективного идеализма; философских идей Г. Гегеля.

Субъективный идеализм – точка зрения, считающая, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что их воспринимают чувствами, ощущениями. Это учение, признающее первоосновой мира человеческое сознание, ощущения человека.

Содержание субъективного идеализма необходимо раскрывать на примере философии Дж. Беркли (1684 – 1753) – основателя субъективного идеализма.

Данное понятие связано с вопросом о познаваемости мира, то есть можно или нельзя получить истинные, правильные знания об окружающих нас вещах и явлениях? Здесь возможны разные варианты ответов.

Первый вариант ответа: нет, мир не познаваем, или познаваем, но не полностью, ограниченно. Такая позиция в философии и называется агностицизм (от греч. – неизвестный) – признание невозможности адекватного познания истины и мира. Термин агностицизм был введен в научный оборот английским ученым Т. Гексли в 1869 году.

О сущности агностицизма нужно рассказывать на основе характеристики взглядов немецкого философа И. Канта (1724 – 1804).

Второй вариантответа: да, мир познаваем. О том, каким образом осуществляется процесс познания, дается ответ эмпиризмом, сенсуализмом, рационализмом, иррационализмом. Об этом идет речь и в блоке №5 – гносеология.