Контролируемые организацией PR-материалы для внешней аудитории

Классификация письменных PR-материалов

Проблема классификации — это всегда вопрос выбора того, что имен­но следует принять за основу при упорядочении явлений, фактов или материальных предметов, указывая на какие-то принципиальные раз­личия между ними и, в то же время, отмечая общие, присущие им чер­ты в пределах выделенных подгрупп и категорий. Всякая классифика­ция может вызвать возражения, почему конкретные явления или факты рассматриваются так, а не иначе.

Представляется, что вариантом классификации письменных матери­алов, наиболее подходящим для достаточно подробного их описания, является, прежде всего, деление всей массы текстов и документов, под­готавливаемых специалистами по связям с общественностью, на две большие категории. Это так называемые контролируемые и неконтро­лируемые средства передачи информации. Термины «контролируемые» и «неконтролируемые» в данном контексте означают, кто в конечном счете, контролирует содержание, объем и форму письменных материа­лов в том виде, в котором его получает целевая аудитория.

Контролируемыми обычно называют письменные послания, тексты, документы, которые доходят до целевой аудитории в том виде, как их подготовила служба по связям с общественностью самой организации. Конечно, правка в рамках организации со стороны руководства впол­не вероятна и оправдана, и касаться она может как содержания, так и формы; однако эта правка не меняет основной сути, а также все равно правка происходит в рамках самой организации, и именно организа­ция контролирует объем и форму информации, при этом никто, кроме сотрудников данной организации, не имеет ни права, ни возможности вносить какие-либо изменения в эти материалы. К контролируемыморганизацией письменным материалам, составляемым для внешней аудитории службой по связям с общественностью или при участии специалистов этой службы, относятся:

письмо; информационный релиз; приглашение; буклет, проспект; брошюра; листовка; заявка и предложение; текст речей и выступлений.

В особую группу в разряде контролируемыхорганизацией PR-ма­териалов следует выделить так называемые внутрикорпоративные виды письменной коммуникации, к которым относятся: отчет; информационный листок, ньюслеттер, бюллетень; медиа-план; медиа-карта; пресс-дайджест.

Неконтролируемыми письменными материалами называются те, которые направляются в средства массовой информации для распро­странения. Они являются информационной основой для подготав­ливаемой в редакциях печатной продукции или программ для радио или телевидения. Тот факт, что эти тексты проходят правку в соот­ветствующих редакциях, вовсе не означает, что эти тексты создают­ся в свободной форме и манере, выбранной специалистом по связям с общественностью. Скорее наоборот: если в этих PR-материалах не соблюдены определенные нормы и требования, общепринятые для каждого из видов этих материалов, то в лучшем случае это вызывает раздражение у журналиста, а в худшем такой материал просто летит в корзину непрочитанным и, соответственно, неопубликованным. К подобным неконтролируемым организацией письменным матери­алам относятся: письмо в редакцию; заявление для СМИ; медиа- / ньюс- / пресс-релиз; бэкграундер; биографическая справка; статья; факт-лист; заявление для СМИ; медиа- / ньюс- / пресс-кит.

В то время как письменные материалы, создаваемые специалистами по связям с общественностью для использования средств массовой коммуникации в качестве канала передачи информации, не адресованы конкретному лицу, хотя и предназначены всегда для опреде­ленной целевой аудитории, деловые документы, такие как письма, приглашения и многое другое, практически всегда имеют адресное обращение. Эти документы относятся к категории так называемых контролируемых организацией материалов, поскольку они распрос­траняются в том виде, в каком они были созданы, и по адресам, четко обозначенным на документе. Что же касается материалов, доставля­емых целевой аудитории средствами массовой коммуникации, реше­ние относительно объема публикуемого материала и времени его пуб­ликации принадлежит редакторам соответствующих изданий или выпусков.