ЛЕКЦИЯ № 5

1. Общая характеристика немецкой литературы 17 века.

2. Ханс Яков Кристоф Гриммельсгаузен «Симплицио Симплициссимус».

3. Общая характеристика английской литературы 17 века.

4. Творчество Джона Мильтона.

 

1. Германское государство состояло из более чем 300 княжеств, что негативно сказывалось на экономике и культуре. Не было единой власти, единой системы торговли, единого центра и единого литературного языка. 30-летняя война с 1618-1648 г. междоусобная, все приглашали наемников (шведы, французы). Народ крайне обнищал. Культура в упадке. И последствия Германия будет изживать еще в 18 веке. Даже придворное искусство реагирует на 30-летнюю войну. Известны несколько репрезентативных портретов того времени на фоне пожара.

Немецкое барокко[1] было мрачным, пессимистичным, в нем мало религиозности, но на 1-м месте стоял человек, который с честью все выносит. Трагизм. Появляется направление классицизм, но он был не так развит, как во Франции. Мартин Опиц – главный теоретик немецкого классицизма. Стремился к выработке нормативов литературного языка, устанавливал поэтические нормы. В середине 17 века это не нашло признания, но чуть позже его работы были востребованы. В 18 в. пришли к мысли о необходимости выработки норм литературного языка. Существовало несколько кружков и обществ, борющихся за литературные нормы. «Плодоносящее общество» выработало литературное направление аристократического классицизма (стиль туманный, сложный, основанный на правилах и нормах). Классицизм не занимал таких позиций, как барокко.

Барокко – низовое и аристократическое. Низовое было более обращено к жизни с ее проблемами и страданиями, наиболее ярко рассказывающее о 30-летней войне. Аристократическое – устремлено к познанию философских проблем, более абстрактное, не допускающее в искусство безобразия и мерзости жизни. И в этом оно является типичным барокко.

Андреас Грифиус (1616-1664). Уроженец Силезии, рано потерял отца. Сам получил образование, знал 11 языков, ездил учиться в Италию и Нидерланды. Считался самым образованным человеком своего времени. Его творчество разнообразно. Поэт, драматург. Наиболее ярко события того времени отразились в поэзии, где он описывает страдания родной земли. Сонет «Слезы отчизны» (1636). Очень многие стихотворения наполнены гражданским содержанием, что не очень типично для барокко. С течением лет его творчество становится более абстрактным. Символичность в поэзии Грифиуса – мир в его авторском сознании исполнен трагических противоречий, но от них он устремляется к высотам духа и т.о. находит опору. Это соотносится у него с живым сочувствием к народу. Создатель «Риторической трагедии» – главное там в диалогах, а не в действии. Основывал свои трагедии на античной драматургии, обращался к опыту Возрождения.

 

 

2. Ханс Яков Кристоф Гриммельсгаузен «Симплицио Симплициссимус»

Авторство Гриммельсгаузена было обнаружено только в 18 веке. В нем совместились разные литературные направления, разные жанры, но это очень целостное произведение. Спорят, принадлежал ли он барокко или к реализму. Развитие реализма в 17 веке ученые вообще отрицают. Произведения Гриммельсгаузена – пр-я низового барокко с реалистическими моментами. Гриммельсгаузен создает пародию на галантный роман. Много сомнений и споров о жанре романа. Это и роман-воспитание (пародия на «Парцифаль» Эшенбаха,1-й в европ. лит-ре), т.к. изображает этапы человеческого воспитания от рождения до смерти; но роман трудно счесть воспитательным, т.к. герой его не меняется в основе своей. Говорят, что это плутовской роман. Сходство с плутовским романом в биографии героя. Герой плутовского романа с движением произведения теряет человеческие качества. В «Симплицио» этого не происходит, он не теряет личность, а приобретает ее. Гриммельсгаузен отрывается от циничного реализма плутовского романа. Если герой плутовского романа совершает круги, то у Симплицио это витки. Можно назвать его и романом-путешествием. Но это не так. Т.е. роман состоит из разных жанров, которые укладываются в единую канву произведения.

Много отражения исторических событий. Ведется рассказ от лица простого деревенского парня о его приключениях. Но роман – это не просто отражение истории бесхитростного простака. Есть вещи, которые он просто не мог видеть, Гриммельсгаузен не соблюдает топографию, хронологию. Персонажи истории совсем не похожи на свои реальные прототипы. Ни одно из крупных событий 30-летней войны не описаны, т.к. война – всего лишь фон, на который опирается биография героя. Для Гриммельсгаузена историческая конкретность не важна, он отказывается от нее в пользу обобщающей оценки. Он дает историю, но обобщенную и символизированную. То, что Гр-н не собирался создавать исторический роман, показывает рисованная заставка к роману (феникс-сфинкс: существо, символ того, сто все в этом мире претерпевает какие-то испытания).

Сам образ Симплицио характерен для барокко. Земной человек – и иллюстрация взглядов автора, и назидательный пример человеческой жизни вообще. Это фигура из народного календаря. Гр-н был одним из авторов народных календарей. Симплицио постоянно растет, меняется. Формирование его личности показано не изнутри, а путем накопления знаний о мире. Обобщенности фигуры Симплицио помогает фольклорная основа образа, символичность и аллегоризм. Две фигуры, с которыми Симплицио постоянно соприкасается: ландскнехт Оливье – безнравственный тип, и Херцбургер – набожный, нравственный человек. Симплицио то с одним, то с другим, т.е. жесткая барочная конструкция, но ее ломает сам Гр-н, Симплицио сам находит компромисс между положительным и отрицательным. Симплицио обычный человек, постоянно попадающий в необычные ситуации. Он природный реалист. В финале романа Гр-н выводит своего героя умудренным. Он отказывается с необитаемого острова вернуться в Европу. Плут стал отшельником. Аллегоричные моменты: особенно в последних книгах люциферово адское воинство, условная страна-утопия и т.п. В романе также иронически переосмыслена ученая литература (в 17 веке символом знания была начитанность).