В профильной школе
Информатика и информационные технологии
Переход отечественной школы к профильному обучению в старших классах — сложная многоаспектная задача и в то же время, одно из главных направлений реформирования общего образования.
Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятой в 2002 г., «профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [26].
Отметим, что из этого уже следует, что профильное обучение не есть профессиональное обучение. Школа остается общеобразовательным учебным заведением независимо от названия профиля.
Цели профильного обучения определяются в Концепции следующим образом:
Переход к профильному обучению преследует, таким образом, следующие основные цели:
• обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;
• создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Среди многих проблем, которые связаны с развитием профильного обучением, выделяются недостаточность учебно-методических материалов необходимость изменения системы подготовки учителей для работы в профильной школе. Перед учителем профильной школы на передний план выходят задачи, которые в традиционной школе находятся в тени.
Учитель должен реально обеспечивать вариативность образовательного процесса, освоить современные проектно-исследовательские и коммуникативные методы, уметь формировать на базе профильного самоопределения учащихся систему компетентностей, необходимых для продолжения профессионального образования, и т.д.
Все это должно происходить на фоне высокой подготовленности учителя в предметной сфере, поскольку преподавание профильных и элективных курсов требует более глубокого знания предмета, чем фиксированных однотипных курсов в традиционной школе.
Учебный план профильной школы предусматривает курсы трех типов.
1. Базовые общеобразовательные курсы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Например, обязательными базовыми курсами являются «Русский язык» и «Математика».
2. Профильные общеобразовательные курсы — курсы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Например, в естественно-научном профиле такими могут быть «Физика», «Химия», «Биология».
3. Элективные курсы — обязательные курсы по выбору учащихся. Чаще всего элективные курсы выполняют функции углубления профильного курса, однако они могут развивать содержание и одного из базовых курсов, а также в целом способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся.
Пропорции часов между курсами разных типов определяются профилем (или его отсутствием, поскольку универсальное беспрофильное обучение также сохраняется). Следует подчеркнуть, что перечень профилей, фигурирующий в педагогической литературе, отнюдь не является директивным. Хотя чаще всего упоминаемые профили «Физико-математический», «Социально-экономический», «Гуманитарный», «Естественно-научный», «Информационно-технологический»; они отражают интересы большинства учащихся, возможно появление иных профилей.
Положение курса «Информатика и ИКТ» существенно зависит от профиля — от одного из ведущих (по выделяемым на изучение часам) до полного отсутствия в учебном плане. Сведения, отраженные в табл. 4.1, составлены на основе Базисного учебного плана 2004 г. [27] и Концепции профильного обучения [26].
В таблице приведены часы, выделяемые на 2 года обучения в том или ином блоке того или иного профилей. Так, 8 ч, указанные на курс информатики в физико-математическом профиле в разделе «Профильные общеобразовательные курсы», следует понимать таким образом: школа может выделить под предмет 4 ч в неделю в X кл. и 4 ч в неделю в XI кл. либо поделить этот ресурс как-то иначе (8 + 0, 0 + 8, 6 + 2 и т.д.).
Особого комментария требует колонка «Элективные курсы». Установление их номенклатуры и логическая привязка к профилю реализуется на уровне школы. Таким образом, отсутствие обязательного изучения информатики в школе гуманитарного профиля не означает, что ее не будет в этой школе вообще. Элективные курсы являются в школах предметом конкуренции, и если учитель информатики предложит элективный курс, соотносящийся по целям школе гуманитарного профиля, то информатика может в такой школе занять свое место. В целом, учитывая возможность использования элективной компоненты образования, следует признать, что изучение информатики и информационных технологий в профильной школе представлено адекватно их роли в современном мире.
Контрольные вопросы для обсуждения
1. Общие принципы формирования содержания обучения информатике.
2. Структура и содержание первых отечественных программ учебного предмета ОИВТ. Учебный алгоритмический язык А. П. Ершова.
3. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы.
4. Стандартизация обучения информатике в школе.