Эстония и Латвия.

Православные святыни в странах Западной Европы

Болгария

Грузия

 

В этой стране находятся следующие объекты православия. В столице ТбилисиСионский собор, храм Метехи, монастырь Св. Давида. Недалеко от Тбилиси в Мцхете находится знаменитый храм Свети-Цховели. Он, как и монастырь Гелати включен в список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

 

 

Болгария – страна с глубокими православными корнями. Болгарии, наряду с Грецией и Сербией удалось отстоять свои православные традиции в годы Османского ига. На территории страны имеются известные православные монастыри. В столице страны Софии имеется церковь Св. Софии, собор Александра Невского, построенный в начале прошлого века в память об освобождении страны от турецкого ига. В Бояне, расположенном в пригороде Софии у подножья горы Витоша находится церковь Св. Пантелеимона. Она интересна туристам-экскурсантам тем, что здесь сохранились росписи XI-XII вв. и 1259 г., считающиеся шедевром средневекового болгарского и мирового искусства.

 

 

В некоторых местах Западной Европы святыни католицизма и православия «совпадают». Многие святые почитаются представителями обоих направлений христианства, поскольку жили еще в годы, предшествовавшие расколу 1054 г.

 

Италия.

В Бари находится русский храм, в этом городе покоятся мощи свт. Николая Чудотворца (Николы Угодника) – одного из самых почитаемых святых в России. В Амальфи – мощи св. апостола Андрея. Уже известнам нам турфирма «Радонеж» включает в программы своих паломнических поездок посещение в Риме соборов Св. Петра и Св. апостола Павла, церкви Санта Мария Маджоре, поклонение мощам св. Кирилла, просветителя славян.

 

Франция.

Православные паломники из России посещают в Париже Собор Парижской Богоматери, храм Св. Северина, поклоняются мощам Св. Равноапостольной Елены, Св. Равноапостольной Марии Магдалины, Св. Женевьевы, приезжают в Сен-Дени к месту упокоения Св. Дионисия. В городе Тур, месте основания первых христианских монастырей в Западной Европе паломники поклоняются мощам преп. Мартина Турского, посещают место упокоения владыки Феофана. При посещении Страсбурга они участвуют в богослужении в русском храме свт. Николая. Ну а главным пунктом паломнической поездки в Эльзас является литургия у особо почитаемых православными мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.

 

Известным православным паломническим центром в Эстонии является Пюхтецкий монастырь. В Латвии, в Елгаве, 40 км от Риги построен Свято-Троицкий Сергиев монастырь.

 

Новый Валаам (США, Финляндия)

Валаамский монастырь (Спасо-Преображенский) на островах в северной части Ладожского озера исходит основанием к XIV веку AD. Дело инока Ефрема, который первым поселился на острове Валаам, было продолжено святопрестольнымй иноками Сергием и Германом, основавшими Валаамский монастырь, который получил большую известность в мире, стал центром русского православия и паломничества на Северо-западе России. Монастырь вел миссионерскую деятельностью и посылал своих представителей для создания новых монастырей в отдаленных уголках России. По имеющимся историческим данным можно утверждать, что на сегодня есть как минимум три православные обители, которые носят наименование Новый Валаам. В XVII в. усилиями православных миссионеров были организованы обители в Сибири и в Русской Америке, которые получили наименование Нового Валаама.

Одна из самых старых нововалаамских обителей известна в Америке на Аляске. Она была построена в 1794 г. на острове Еловый, ее основатель — преподобный Герман Аляскинский. Последний пустынник там пребывал в 1969 г. (архимандрит Герасим), после его кончины почти 20 лет там никого не было, и лишь в наши дни иноческая жизнь вновь обрела реальность, там существуют мужской и женский монастыри. Женский монастырь носит наименование Свято-Михайловского скита.

На Дальнем Востоке валаамскими иноками Сергием и Германом в 1897 г. основан Новый Валаам (Сибирский). Святитель Иннокентий в 1858 г. поименовал город Благовещенск на Дальнем Восток в честь великого Богородичного праздника и выразил пожелание в том, чтобы на отдаленном краю России — на Дальнем Востоке — был создан миссионерский монастырь по типу Валаамского. Эта миссия была поручена Сергию и Герману (в миру Павел Озеров и Вукола Богданов). Они были пострижены в монашество на Валааме по указу Св. Синода. Хиротонию (рукоположение) совершил архиепископ Финляндский Антоний. Первому был дан сан иеромонаха, второму — иеродьякона. По решению Св. Синода Сергий и Герман были направлены за послушание на Дальний Восток для основания там Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря. Иноки с усердием организовали монастырь с весьма строгим уставом и монашеской дисциплиной и своим благотворным влиянием на окружающее общество прославили его на всю Россию. Более того, этот монастырь даже в отдельном превзошел Валаамский, была создана собственная типография, которая снабжала печатными изданиями Дальний Восток и Сибирь и даже отсылала часть изданий и на Старый Валаам-Уссурийская обитель с приходом большевиков не избежала участи многих подобных. В 1923 г. храмы были сожжены, церковная утварь, рукописи и книги утрачены, а строения переданы в ведение местного совхоза, затем земли и строения были переданы воинекой части. В церкви была устроен спортзал. Часть братии переместилась в Иркутск в Вознесенский монастырь, другая рассеялась по различным регионам России. В 1998 г. исполняется 100 лет со дня создания этого уникального монастыря. В сохранившихся и восстановленных силами верующих храмовых постройках вновь ведутся богослужения. В частности, отреставрирована часовня Преображения Господня. Там обустраивают заново хозяйственную и духовную жизнь обители шесть монахов, пятнадцать послушников и настоятель отец Варфоломей.

Наиболее поздняя обитель была основана в Финляндии в 1939 г., когда после советско-финской войны монастырская братия Старого Валаама практически целиком переместилась с острова Валаам в Финляндию, куда были перевезены церковная утварь, иконы и где был организован Новый Валаам. Почти шестьдесят лет они хранили тра­диции и обычаи Валаама. К нашему времени там уже не осталось монахов, хотя приход есть, сейчас там создан небольшой музей.

Известен Валаам Калифорнийский. Эта обитель в виде уединенной келий была сооружена в 1968 г. Свято-Германовским братством в пустынных горах Северной Калифорнии в Америке и названа также Валаам. Туда уходили иноки для создания Валаамского Патерика(Патерик — церковная книга, содержащая жизнеописания и деяния святых. Эту книгу, согласно церковному уставу, читают в монастырях между слуюбами, например, во время трапезы.), собираемого по крупицам исторических материалов. Там имеются уникаль­ные, чудом сохранившиеся, книги из библиотеки Сибирского Валаама. Собственно началу Валаамского Патерика положил труд «Валаамские подвижники», изданный в Америке в 1871 г. В США в 1983 г. организовано Валаамское общество Америки Valaam Society of America, целью которого является сохранение и распространение древне-христианской мудрости вне всяких церковных разделений, исповедующих православие. Общество издает иллюстрированный журнал «Русский Паломникъ». В этом журнале публикуется Валаамская Патрология (извлечения из Полного Валаамского Патерика). В частности, в № 16 за 1997 г. опубликована статья «Отцы Сергий и Герман», приуроченная к 100-летию основания Нового Валаама в Сибири.