Эстония и Латвия.
Православные святыни в странах Западной Европы
Болгария
Грузия
В этой стране находятся следующие объекты православия. В столице Тбилиси – Сионский собор, храм Метехи, монастырь Св. Давида. Недалеко от Тбилиси в Мцхете находится знаменитый храм Свети-Цховели. Он, как и монастырь Гелати включен в список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Болгария – страна с глубокими православными корнями. Болгарии, наряду с Грецией и Сербией удалось отстоять свои православные традиции в годы Османского ига. На территории страны имеются известные православные монастыри. В столице страны Софии имеется церковь Св. Софии, собор Александра Невского, построенный в начале прошлого века в память об освобождении страны от турецкого ига. В Бояне, расположенном в пригороде Софии у подножья горы Витоша находится церковь Св. Пантелеимона. Она интересна туристам-экскурсантам тем, что здесь сохранились росписи XI-XII вв. и 1259 г., считающиеся шедевром средневекового болгарского и мирового искусства.
В некоторых местах Западной Европы святыни католицизма и православия «совпадают». Многие святые почитаются представителями обоих направлений христианства, поскольку жили еще в годы, предшествовавшие расколу 1054 г.
Италия.
В Бари находится русский храм, в этом городе покоятся мощи свт. Николая Чудотворца (Николы Угодника) – одного из самых почитаемых святых в России. В Амальфи – мощи св. апостола Андрея. Уже известнам нам турфирма «Радонеж» включает в программы своих паломнических поездок посещение в Риме соборов Св. Петра и Св. апостола Павла, церкви Санта Мария Маджоре, поклонение мощам св. Кирилла, просветителя славян.
Франция.
Православные паломники из России посещают в Париже Собор Парижской Богоматери, храм Св. Северина, поклоняются мощам Св. Равноапостольной Елены, Св. Равноапостольной Марии Магдалины, Св. Женевьевы, приезжают в Сен-Дени к месту упокоения Св. Дионисия. В городе Тур, месте основания первых христианских монастырей в Западной Европе паломники поклоняются мощам преп. Мартина Турского, посещают место упокоения владыки Феофана. При посещении Страсбурга они участвуют в богослужении в русском храме свт. Николая. Ну а главным пунктом паломнической поездки в Эльзас является литургия у особо почитаемых православными мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.
Известным православным паломническим центром в Эстонии является Пюхтецкий монастырь. В Латвии, в Елгаве, 40 км от Риги построен Свято-Троицкий Сергиев монастырь.
Новый Валаам (США, Финляндия)
Валаамский монастырь (Спасо-Преображенский) на островах в северной части Ладожского озера исходит основанием к XIV веку AD. Дело инока Ефрема, который первым поселился на острове Валаам, было продолжено святопрестольнымй иноками Сергием и Германом, основавшими Валаамский монастырь, который получил большую известность в мире, стал центром русского православия и паломничества на Северо-западе России. Монастырь вел миссионерскую деятельностью и посылал своих представителей для создания новых монастырей в отдаленных уголках России. По имеющимся историческим данным можно утверждать, что на сегодня есть как минимум три православные обители, которые носят наименование Новый Валаам. В XVII в. усилиями православных миссионеров были организованы обители в Сибири и в Русской Америке, которые получили наименование Нового Валаама.
Одна из самых старых нововалаамских обителей известна в Америке на Аляске. Она была построена в 1794 г. на острове Еловый, ее основатель — преподобный Герман Аляскинский. Последний пустынник там пребывал в 1969 г. (архимандрит Герасим), после его кончины почти 20 лет там никого не было, и лишь в наши дни иноческая жизнь вновь обрела реальность, там существуют мужской и женский монастыри. Женский монастырь носит наименование Свято-Михайловского скита.
На Дальнем Востоке валаамскими иноками Сергием и Германом в 1897 г. основан Новый Валаам (Сибирский). Святитель Иннокентий в 1858 г. поименовал город Благовещенск на Дальнем Восток в честь великого Богородичного праздника и выразил пожелание в том, чтобы на отдаленном краю России — на Дальнем Востоке — был создан миссионерский монастырь по типу Валаамского. Эта миссия была поручена Сергию и Герману (в миру Павел Озеров и Вукола Богданов). Они были пострижены в монашество на Валааме по указу Св. Синода. Хиротонию (рукоположение) совершил архиепископ Финляндский Антоний. Первому был дан сан иеромонаха, второму — иеродьякона. По решению Св. Синода Сергий и Герман были направлены за послушание на Дальний Восток для основания там Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря. Иноки с усердием организовали монастырь с весьма строгим уставом и монашеской дисциплиной и своим благотворным влиянием на окружающее общество прославили его на всю Россию. Более того, этот монастырь даже в отдельном превзошел Валаамский, была создана собственная типография, которая снабжала печатными изданиями Дальний Восток и Сибирь и даже отсылала часть изданий и на Старый Валаам-Уссурийская обитель с приходом большевиков не избежала участи многих подобных. В 1923 г. храмы были сожжены, церковная утварь, рукописи и книги утрачены, а строения переданы в ведение местного совхоза, затем земли и строения были переданы воинекой части. В церкви была устроен спортзал. Часть братии переместилась в Иркутск в Вознесенский монастырь, другая рассеялась по различным регионам России. В 1998 г. исполняется 100 лет со дня создания этого уникального монастыря. В сохранившихся и восстановленных силами верующих храмовых постройках вновь ведутся богослужения. В частности, отреставрирована часовня Преображения Господня. Там обустраивают заново хозяйственную и духовную жизнь обители шесть монахов, пятнадцать послушников и настоятель отец Варфоломей.
Наиболее поздняя обитель была основана в Финляндии в 1939 г., когда после советско-финской войны монастырская братия Старого Валаама практически целиком переместилась с острова Валаам в Финляндию, куда были перевезены церковная утварь, иконы и где был организован Новый Валаам. Почти шестьдесят лет они хранили традиции и обычаи Валаама. К нашему времени там уже не осталось монахов, хотя приход есть, сейчас там создан небольшой музей.
Известен Валаам Калифорнийский. Эта обитель в виде уединенной келий была сооружена в 1968 г. Свято-Германовским братством в пустынных горах Северной Калифорнии в Америке и названа также Валаам. Туда уходили иноки для создания Валаамского Патерика(Патерик — церковная книга, содержащая жизнеописания и деяния святых. Эту книгу, согласно церковному уставу, читают в монастырях между слуюбами, например, во время трапезы.), собираемого по крупицам исторических материалов. Там имеются уникальные, чудом сохранившиеся, книги из библиотеки Сибирского Валаама. Собственно началу Валаамского Патерика положил труд «Валаамские подвижники», изданный в Америке в 1871 г. В США в 1983 г. организовано Валаамское общество Америки Valaam Society of America, целью которого является сохранение и распространение древне-христианской мудрости вне всяких церковных разделений, исповедующих православие. Общество издает иллюстрированный журнал «Русский Паломникъ». В этом журнале публикуется Валаамская Патрология (извлечения из Полного Валаамского Патерика). В частности, в № 16 за 1997 г. опубликована статья «Отцы Сергий и Герман», приуроченная к 100-летию основания Нового Валаама в Сибири.