Составление должностной инструкции

Введение в должность

Кандидат прошел все испытания, он принят на работу и в первый раз пришел в новый коллектив. Естественно, что в этом коллективе уже сложились и методы работы, и особенное общение, и ради новичка никто не захочет изменять привычный ход работы. Поэтому задача менеджера – познакомить вновь прибывшего со всеми особенностями работы в организации. Выделяют две основные группы особенностей:

1. Специальные особенности работы. Включают в себя все то, что касается выполнения работником его основных обязанностей. Часть их наверняка включена в должностную инструкцию, остальное рассказывает менеджер. Это предполагает ответы на вопросы кому, когда и каким образом отчитывается сотрудник, с кем из коллег он общается, решая различные вопросы, когда и каким образом происходит выплата заработной платы и т. д.

2. Социальные особенности работы. Включают в себя все особенности общения сотрудников организации или отдела. Это касается, например, того, куда все ходят обедать, сколько денег тратят при этом, какие сленговые слова используют для упрощения работы. Особенная сложность выяснения социальных особенностей состоит в том, что они воспринимаются другими как нечто само собой разумеющееся.

 

По данным исследователей новый сотрудник в первый день узнает только 20% информации, остальные он по крупицам получает впоследствии, каждый раз при этом попадая в неудобную, некомфортную ситуацию. Задача менеджера при введении сотрудника в должность – максимально изменить это соотношение.

 

Анализ содержания работы

Для того чтобы подготовить понятную и доступную должностную инструкцию, необходимо сначала проанализировать все этапы работы. Для этого существует несколько способов,
наиболее распространенные из них это:

· метод вопросов;

Каждый менеджер может проанализировать должность, используя группы ключевых вопросов:

1) Ответственность

А) за подчиненных

Б) за физические ресурсы

В) за финансы

2) Рабочие взаимоотношения

А) с начальниками

Б) с подчиненными

В) с коллегами

Г) с клиентами

Д) с сотрудниками других отделов

3) Требования, необходимые для занимания должности

А) уровень результатов

Б) навыки и опыт

В) уровень образования

Г) физический уровень и состояние здоровья

Д) уровень мотивации

Е) общий подход к работе

4) Условия труда

А) физические

Б) социальные

В) экономические

5) Контроль за выполнением работы

А) самоконтроль

Б) проверка работы руководителем

 

· метод непосредственного обсуждения.

Необходимо провести обсуждение всех деталей работы с исполнителем и с его непосредственным руководителем. Это необходимо, так как на разных организационных уровнях люди обычно по-разному смотрят на вещи.

Очень важно выяснить основные неприятные моменты работы, затрудняющие ее.

 

Составление письменной инструкции

По материалу, полученному путем анализа, составляется должностная инструкция. Она должна быть написана понятным языком, в ней должная быть описана работа, основные обязанности и пункты ответственности работника.

Есть несколько способов написания должностной инструкции, например, с точки зрения должностных обязанностей и с точки зрения результатов.