Восточные славяне в догосударственный период.

Народы и древнейшие государства на территории России и сопредельных регионов.

Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Методология исторической науки.

Методы изучения истории.

Предмет и функции исторической науки.

Введение. Народы и древнейшие государства на территории России

 

План:

4. Исторические источники: понятие и классификация.

1. Историяэто наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Историческая наука зародилась в античной Греции. «Отцом истории» принято считать Геродота (V век до н.э.).

История как наука состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов, или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеографиярукописные памятники и старинное письмо; нумизматикамонеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрологиясистему мер; флаговедениефлаги; геральдикагербы стран, городов, отдельных семей; генеалогияпроисхождение родов и фамилий; топонимикапроисхождение географических названий; краеведениеисторию местности, региона, края и др. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Предметом изучения отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах.

История выполняет ряд социально значимых функций:

- познавательная – выявление закономерностей исторического развития;

- практически-рекомендательная – выработка научно обоснованного политического курса;

- социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности;

- мировоззренческаяизучение всей совокупности фактов, относящихся к какому-либо процессу для получения объективной картины и обеспечения научности познания;

- прогностическая – предвидение будущего;

- воспитательная – формирование гражданских, нравственных, ценностей и качеств.

 

2. Метод – это способ построения и обоснования знаний. Общими для всех гуманитарных наук методами являются исторический и логический. Исторический метод предусматривает изучение явлений во взаимосвязи различных причин (экономических, политических, социальных, идеологических), рассмотрение процесса в комплексном развитии. При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательств и опровержений. Оба эти метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые, можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода.

Кроме того, в исторической науке применяются следующие специальные методы:

1) хронологический – изучение всех явлений в строго хронологическом порядке;

2) хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам (темам) или эпохам, а внутри них – по проблемам;

3) проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени;

4) синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;

5) диахронный – метод периодизации;

6) системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития;

7) типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов;

8) сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени;

9) ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события;

10) идеографический – описание исторических событий и явлений;

11) историко-генетический – раскрытие изменения явления в процессе его исторического движения;

12) анализ – мысленное разделение объекта на части;

13) синтез – соединение в единое целое ранее расчлененных элементов.

В современной исторической науке находят также применение следующие методы: статистический, метод математического анализа и социологических исследований и др.

 

3. Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Более двух тысяч лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистического понимания (или теологического подхода) считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Они рассматривают исторический процесс как результат проявления божественной воли, мирового духа. Основоположниками теологического подхода к изучению истории являлись христианские богословы Аврелий Августин (IV-V вв.) и Фома Аквинский (XIII век).

Сторонники материалистической концепции утверждают, что материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, поэтому экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все отношения между людьми.

 

4. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В качестве источника могут выступать документы различного происхождения и характера; археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда и др.); сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, старинные станки, приборы, утварь и т.п.); письменные источники (государственные акты, летописи, книги, дневники, письма, пресса и т.п.), а также художественные работы, документы видео- и аудиоряда. В настоящее время выделяют пять основных групп исторических источников: 1) письменные, 2) вещественные, 3) аудио-визуальные, 4) научно-технические, 5) изобразительные.

 

5. Изучение курса Отечественной истории предполагает усвоение знаний историографического характера. Термин «историография» употребляется в двух значениях: 1) наука о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований; 2) совокупность исторических исследований, относящихся к какому-либо периоду или проблеме.

Собранный фактический материал требует своего объяснения. В разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории России. В средние века историческая мысль развивалась под влиянием религиозной идеологии. Поэтому ведущей исторической концепцией средневекового периода была концепция провиденциализма (все происходит по воле провидения). Именно с этой точки зрения объясняются все события и явления в летописи начала XII в. – «Повести временных лет», в «Слове о полку Игореве», в других произведениях средневековья.

С появлением рационалистического знания историки стали искать объективные факторы в качестве определяющей силы исторического процесса. В XVIII веке в России были сделаны первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская с самых древнейших времен» Василия Никитича Татищева (1686-1756), «История Российская от древнейших времен» Михаила Михайловича Щербатова (1733-1799) в 20 книгах. У истоков русской исторической науки стоял и Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Татищев и Ломоносов считали, что ход исторического процесса определяют знание и просвещение.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор «Истории государства Российского». Главная мысль, которая пронизывает весь его труд – необходимость для России мудрого самодержавия. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Автор видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Он считал, что ход русской истории определяли три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий. Ученик Соловьева Василий Осипович Ключевский (1841-1911) в своем главном труде «Курс русской истории» развил идеи своего учителя. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. Близок к Ключевскому по теоретическим взглядам был историк новейшего времени Сергей Федорович Платонов (1850-1933), автор «Лекций по русской истории».

Среди других наиболее известных отечественных историков новейшего времени, в том числе советского периода следует назвать Алексея Александровича Шахматова (1864-1920), Михаила Николаевича Покровского (1868-1932), Евгения Викторовича Тарле (1876-1955), Бориса Дмитриевича Грекова (1882-1953), Михаила Николаевича Тихомирова (1893-1965) и др. В советский период историческая наука в нашей стране основывалась на марксистско-ленинской концепции и формационном подходе к истории. Основоположником советской исторической науки принято считать М.Н. Покровского. Историки рассматривали исторический процесс как всеобщий однолинейный процесс, как последовательную смену пяти общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). Историки советского периода особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной концепции (марксистско-ленинской) существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества. Сильное влияние коммунистической идеологии на историческую науку обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок исторических событий и явлений, а также наличие многих запрещенных для изучения тем.

В настоящее время все большую популярность получает цивилизационный подход к истории. Важнейшее его достоинство – представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Среди ярких представителей и разработчиков цивилизационного подхода к истории следует назвать русских ученых Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Питирима Александровича Сорокина (1899-1968), немца Освальда Шпенглера (1880-1936), англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975) и др.

 

6. Первые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века (конец III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.) в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: государства Древнего Востока, Греция, Рим. Рабовладение как господствующая форма организации жизни просуществовало до III-V вв. н.э.

Закавказье, Средняя Азия, Причерноморье являлись окраинными землями рабовладельческого мира. Однако и на этой территории сложились рабовладельческие государства (в Закавказье – Урарту, в Средней Азии – Хорезм, Согдиана и Бактрия, в Северном Причерноморье – многочисленные греческие колонии – города-государства (полисы): Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.).

Греки не только вели с местным населением – скифами – оживленную торговлю, но и оказывали на них культурное влияние. Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена, различавшиеся по месту заселения и занятиям. Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предположениям ученых, слились с древнеславянскими племенами. В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство.

В III в. до н.э. скифов вытеснила новая этническая общность – сарматы. Во II-III в. н.э. сарматов вытеснили германские племена готов. Они подчинили себе соседние племена, в т.ч. финно-угорские и славянские.

IV-VII вв. известны в истории как Великое переселение народов. Нашествием гуннов открываются походы на Европу. Гунны разбили готов и предприняли опустошительные походы во многие страны. В VI в. гуннов сменили авары, обитавшие в бассейне Дуная и угнетавшие покоренные племена, в т.ч. славян. В VII в. появилось новое кочевое племя – хазары, основавшие обширное государство от Кавказа до Волги и Среднего Днепра – Хазарский каганат (просуществовал до конца Х в.).

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но и в дальнейшем соседствовали с ними, оказывая друг на друга взаимное влияние.

 

7. Восточные славяне в VI-IХ вв. занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне появились здесь с началом эпохи Великого переселения народов.

В процессе освоения Восточно-Европейской равнины славяне вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходила интенсивная ассимиляция народов. В VI-IХ вв. славяне объединились в общности, имевшие уже территориально-политический характер (племена, племенные союзы). Каждое племя состояло из большого количества родов, а племенные союзы включали в себя до 150 отдельных племен. Такие крупные племенные союзы совершали походы на Византию. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, а это ускоряло распад первобытно-общинного строя.

В летописном рассказе о расселении восточных славян названы поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, бужане, волыняне, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты, ильменьские словене.

Во главе племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка («нарочитые люди», «лучшие мужи»). Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало и народное ополчение, делившееся на «сотни» и «тысячи».

Восточнославянские дружины известны с VI-VII вв. Дружина делилась на старшую (из нее выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю) и младшую (жившую при князе и обслуживающую его двор). Старшие дружинники, богатые и знатные люди носили название «бояр», а младшие – «отроков» («детских»). По поручению князя дружинники собирали с покоренных народов дань. Такие походы именовались «полюдьем». В целом, дружина жила за счет своего вождя. Но по мере развития земледелия дружинники стали получать во владение и землю, сначала в форме пожизненного, затем - наследственного владения под условием службы.

Основу культуры восточных славян составляло язычество. Характерной чертой язычества было многобожие (политеизм). Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разные природные стихии или отражал социальные отношения в мифологизированной форме. Известны следующие боги: Перун (бог грома, молнии, войны), Сварог (бог огня), Велес (покровитель скотоводства), Мокошь (богиня, оберегавшая женщину как хранительницу семейного очага и домохозяйку), Симаргл (бог царства мертвых), бог солнца (у разных славянских племен – Ярило, Дажбог, Хорс).

Путь развития восточных славян имел свою специфику, отличающую его от исторического пути западноевропейцев. Сравнительно более суровые природно-географические условия, постоянная необходимость защищать свои земли от вражеских нашествий, более позднее возникновение городов у восточных славян – все это задержало на несколько столетий (по сравнению с Западной Европой) складывание централизованного государства. В то же время, процессы разложения родового строя, зарождения социального и имущественного неравенства, создания племенных союзов, развития внешних экономических и культурных связей, уже в начале IX в. создали у восточных славян предпосылки к созданию единого мощного государства – Киевской Руси.