Александрийская эпоха

Расцвет античной языковедческой традиции приходится на александ­рийский период, когда в эпоху эллинизма в Александрии, столице египетского царства Птолемеев, в 111-11 вв. до н.э. сформировалась так называемая александрийская школа грамматики.

Наступил второй, грамматический, период истории греческого языкознания.

Начиная с III в.до н.э. ни один город (Включая Афины и Рим) не мог соперничать с Александрией как с культурным и научным центром.

История александрийской образованности охватывает целое тысячелетие – до разгрома Александрии арабами в 642 г. н.э.

Исключительную роль играла Александрийская библиотека. Она была основана в III в до н.э. и насчитывала в лучшие времена около 800 тыс. рукописей.

В эту эпоху языкознание получило мощный импульс в связи с необходимостью филологического толкования и издания классических литературных произведений и нормирования общего единого литературного языка всей Греции – так называемого «койне».

Глава Александрийской школы Аристарх из Самофракии (215-143 гг до н.э.) на протяжении многих лет заведовал Александрийской библиотекой и вместе с учениками (около 40 чел) проводил нечто вроде научно-исследовательской работы. Они джали проверенный полный текст Гомера.

В связи с филологическим толкованием произведений классических писателей началась разработка и грамматической системы греческого языка. Александрийская эпоха создала грамматику как самостоятельную науку.

Ученик Аристарха -Дионисий Фракийский (170-90 до н.э.) родился в Александрии, жил на острове Родосе и в Риме, написал первую систематическую греческую грамматику для римлян.

Аполлоний Дискол (II в. н.э.) написал синтаксис греческого языка, который тоже, как и труд Дионисия, сохранился до наших дней.

Достижения:

1. Александрийские грамматисты дали подробное описание звуков на основе акустического принципа. Отождествляя звук и букву, александрийцы выделяли 24 звука — 7 гласных и 17 согласных, ввели ударение и указали на его различные типы, изобрели надстрочные знаки для обозначения ударения. В области фонетики подробно были рассмотрены виды звуковых изменений.

2. Слово определяется александрийцами как наименьшая значимая часть связной речи, а предложение — как соединение слов, выражающее законченную мысль.

3. Подробно у александрийцев было разработано учение о частях речи. Дионисий выделял восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие, союз. Римские ученые не причисляют к частям речи член, а греки — междометие. Имя определяется как склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело — камень, вещь — воспитание) и высказываемая как общее (человек) и как частное (Сократ). Свойствами имени являются род, вид, образ, число, падеж. Падежи рассматриваются как ступени склонения, названные так потому, что большинство имен по ним изменяется и якобы падает, уклонившись от своего первого положения. Греки выделяли пять падежей — прямой, родительный, дательный, винительный, звательный; римляне добавили шестой падеж -отложительный (аблатив), встречающийся в латинском языке. "Глагол, -писал Дионисий, - есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание".

4. У глагола вы­деляют наклонение, залоги, виды, образы, числа, лица, времена, спряжения. Дионисий различал пять наклонений глагола - изъявительное, повелительное, желательное, сослагательное, неопределенное, но не приводил их опре­делений и примеров. Александрийские грамматисты впервые выделили предлог в качестве самостоятельной части речи.

Подробно разобрав понятия частей речи и дав им развернутые определе­ния, александрийцы не дошли до анализа морфологической структуры слова, им остались неизвестны и понятия, которыми оперировали древнеиндий­ские грамматисты, — корня и аффиксов (суффиксы, префиксы, окончания).