Полемика об аналогии и аномалии в языке

Спор о соответствии или несоответствии слов вещам

Вопрос о происхождения языка

ЯЗЫКОЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ В КИТАЕ

Надписи на костях животных (XII в. до н.э).

С распространением буддизма (III в. до н.э) грамматические идеи индийцев проникают в Китай.

Особенно значительными были достижения китайских языковедов в эпоху Хань (206 г.до н.э. – 220 г.н.э.)

Выдающийся лингвист эпохи Хань – Сюй Шень.

 

Расцвет языкознания в Китае - XVII-XIX вв. Разрабатывались историческая фонетика, этимология, а в синтаксисе учение о синтагмах. Критическая текстология. Большой вклад в китайскую лингвистику в этот период внесли Ван Нянь- сунь (1744-1832) и его сын Ван Инь-Чжи (1766-1834). Эти два ученых - основоположники китайской грамматики.

Китайские грамматисты уже различали значимые или полные слова, незначимые или пустые и вспомогательные слова. Значимые слова далее подразделялись на имена существительные, прилагательные и глаголы.

Древняя Греция – колыбель европейского языкознания.

В Древней Греции теория языка являлась одной из составных частей философии.

В истории древнегреческого языкознания выделяются два периода: философский (V—Ш вв. до н.э.), когда проблемы языка решались в связи с философскими вопросами, и александрийский (III в. до н.э. — IV в. н.э.), когда языкознание (вернее, грамматика) стало самостоятельной наукой.

 

Античные философы не признавали теорию божественного происхождения языка.

В трудах античных философов мы находим зачатки почти всех теорий происхождения языка, которые "возникли" в XVIII в.

 

 

С проблемой происхождения языка теснейшим образом был связан спор о природном или условном характере слов, т.е. спор о соответствии или несоответствии слов вещам. Определяется ли название предмета самой природой этого предмета (теория phýsei) или название предмета устанавливается законом, обычаем, соглашением, установлением людей (теория thesei), т.е. сознательно, произвольно?

 

Демокрит (р. ок. 470 или 460 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.) - теория thesei

Герак­лит Эфесский (р. ок. 544—540 до н.э.), Августин (354-430) и стоики - теория phýsei

 

Эта знаменитая дискуссия об отношениях между вещами и их названиями прекрасно воспроизведена у Платона (ок. 427- ок. 347 до н.э.) в диалоге «Кратил».

Платон не становится ни на ту ни на другую сторону. Главное — это признание того, что в языке заложена глубокая внутренняя целесообразность, а не произвольная прихоть.

 

Возник вопрос: существует ли в фактах языка аналогия или аномалия, закономерность или отсутствие закономерности? Решая этот вопрос, ученые разделились на два лагеря- аналогистов и аномалистов.

Аналогисты (Аристар­х Самофракийский) - в языке налична строгая законосообразность, что сходные категории и в грамматически- формальном отношении обозначаются сходным образом и что язык вообще гармоничная система.

 

Аномалисты (Кратет Малосский) утверждали противоположное.

 

Спор между "аналогистами" и "аномалистами" подробно изложил в тракта­те "О латинском языке" римский ученый Марк Теренция Варрон (116-27гг до н.э.).

 

3.4. Ранние философы – Платон, Аристотель, стоики

 

Платон (427-347 до н.э.) различал двоякого рода слова: имена (onoma) и глаголы (rhema). Те имена прилагательные, которые могут быть употреблены в качестве сказуемых, причислялись к глаголам.

Фонетика.

П различает гласные, безгласные звучные и безгласные беззвучные; позднее уста­новилось деление на гласные, полугласные и безгласные, причем две последние категории звуков объединялись в группу согласных.

 

 

Аристотель (384-322 гг до н.э.). признавал имена-подлежащие и глаголы-сказуемые. Но он к ним прибавил вспомогательные слова (под названием «союзы»). Он же заметил различение падежей и чисел.

В именах он уже различал мужские имена, женские имена и средние.

Предложение А понимал как единицу речи с самостоятельным значением. Оно состоит из слов – меньших единиц речи тоже с самостоятельным значением.

В фонетике А выделял гласные и согласные звуки, слоги.

 

Дальнейшая разработка грамматических проблем велась стоиками.

особенно Хрисипп (ок. 281-209 до н.э.) и Кратет Малосский, деятельность которого относится к середине II в. до н.э.

 

Стоики рассматривали язык как естественную человеческую способность, как средство выражения мыслей и чувств.

В вопросе о происхождении языка стоики считали, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают впечатления, какие предметы производят в душе человека. Слова выражают подлинную сущность предмета с помощью природных звуков.

стоики выдвинули задачу вскрыть истинную сущность слов – этимон. Так как у ученых того времени еще не было никаких твердых принципов этимологизации, то получались совершенно произвольные толкования «истинных» значений слов.

Это снискало этимологизации сомнительную славу, которая рассеялась лишь с основанием сравнительно-исторического языкознания.

 

Их достижения:

1. В глубокой древности они установили дихото­мию "форма — значение", выделив в языке означающее и означаемое.

2. пять частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз и член. Членом стоики считали местоимения (указательные, вопросительные, относительные и неопределенные) и артикли. Позднее к частям речи стоики присоединили и наречие.

3. имена существительные стоики подразделяли на имена нарицательные и имена собственные (правда, ошибочно считая их двумя различными частями речи).

4. Учение о падеже. Падеж они рассматривали как грамматическую категорию, свойственную только склоняемым частям речи. Стоики выделяли пять падежей - прямой (именительный), родительный, дательный, винительный и, по-видимому, звательный. Греческие названия падежей были заимствованы римскими грамматистами, латинские названия перешли в современные европейские языки, в том числе и в рус­ский. У глагола стоики отмечали четыре формы времени — praesens (насто­ящее продолжающееся), imperfectum (прошедшее продолжающееся), perfectum (настоящее законченное), plusquamperfectum (прошедшее за­конченное) .

5. Стоики различали в греческом языке 24 буквы, которые делили на гласные и согласные.

6. У буквы различали три элемента: звучание, изображение и название (например «альфа»).

7. Стоики уже знали диалекты.

8.стоики различали внешнюю речь, выраженную в звуках и внутреннюю речь (разговор с самим собою).

9.Стоики впервые заговорили о синтаксисе, понимая под ним не грамматическую, а скорее логическую дисциплину. Предложение рассматривается как полное высказывание, состоящее из сказуемого и подлежащего. У стоиков существует и понятие неполного высказывания, соответствующее значению предиката — сказуемого.

10. Стоики разработали также классификацию типов предложений, различающихся по цели высказывания. Основной тип предложения — повествовательное, наряду с которым различа­ются вопросительные и повелительные предложения, а также предложения, выражающие желание, мольбу. Эта классификация типов предложений основывалась не на формально-грамматических, а на смысловых критериях.