Морально-этические аспекты борьбы с мировым терроризмом
Искоренить мировой терроризм нельзя только с помощью силы, какой бы мощной и разрушительной она не была. Всякое действие порождает противодействие. В мировом сообществе необходимо создавать условия, не подталкивающие к вражде и противодействию, а напротив созидающие политический, духовно-нравственный, культурный религиозный, психологический барьер мировому терроризму. Только ликвидировав среду, благоприятную для террора, можно избавится от этого воинствующего фанатизма и мракобесия. В этой связи следует выделить ряд общечеловеческих проблем морально-этического характера.
1. Переориентация мирового общественного сознания, духовной культуры народов на оптимистические проекты и гуманистические ценности развития человеческой цивилизации. Социальный пессимизм, страх перед будущим - благоприятная морально- психологическая ситуация для функционирования и распространения террористических актов. Если говорить об идеологических целях террора, то они как раз и направлены на то, чтобы создать в обществе атмосферу неуверенности, беспокойства, пессимизма, растерянности.
Пессимистические взгляды на перспективы развития человеческой цивилизации всегда присутствовали в сознании людей, теоретических и религиозных концепциях. Однако, начиная с 70-х годов XX века, осмысление бесперспективности и тупиковой ситуации в развитии техногенной цивилизации значительно усилили эсхатологические настроения, особенно среди интеллектуальной части общества. Пессимизм традиционный для западноевропейской мысли стал частью духовного климата США и России. Как пишет А. Тоффлер, «Сегодня американские интеллектуалы и часть американской общественности, подобно их европейским коллегам смотрят на будущее в основном пессимистически» В России пессимистические умонастроения среди значительной части общества усиливаются в связи с национальным кризисом, бедственным положением народа, утратой значительного геополитического пространства, сложной криминогенной обстановкой.
Катастрофические прогнозы, связанные с опасностью перенаселения планеты, истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением экологического равновесия, наращиванием сверхнового оружия массового уничтожения людей нередко дополняются мыслями о невозможности предотвращения мирового терроризма, создающего угрозу всеобщего хаоса и апокалипсической судьбы человечества. Сегодня существуют различные точки зрения на перспективы терроризма в мире. Часть исследователей считает, что необходимо «научится жить с терроризмом», как с вечным и неизбежным пороком человечества. Эта позиция отчаяния и безысходности. С терроризмом надо учится не жить, а бороться, для этого, прежде всего, надо верить в успех этой борьбы, в победу добра над злом.
Благоприятные варианты развития мирового сообщества возможны лишь в определенной духовно-нравственной ситуации. Поэтому все формы духовной культуры, все возможности науки, религии, литературы, искусства, новых информационных технологий должны быть использованы для утверждения социального оптимизма, как необходимого духовно-нравственного принципа в борьбе за выживание человечества, преодоления опасных вариантов в его развитии.
2. Открытый диалог культур и религий. В основе многих человеческих трагедий лежит непонимание друг друга. Непонимание преднамеренно артикулируется и нагнетается террористическими организациями в идеологических целях, превращая его в чувство ненависти, ксенофобию. Поэтому диалог культур и религий не нужен политике экстремизма и насилия, он нужен мирным людям.
Веротерпимость, толерантность религиозных идей и ценностей должны стать важнейшим элементом современного образования, воспитания, культуры и информации. Сегодня в российском обществе муссируется проблема введения в систему школьного образования и воспитания новой дисциплины - православной культуры. В много конфессиональной стране - это непродуманный и в принципе антиконституционный шаг, направленный на разрыв единого духовного пространства народа. Тот, кто говорит, что корни православия в России, тот человек невежественный, ибо православие пришло к нам из Византии. А тот, кто говорит, что Россия православная страна, тот вычеркивает из её народа миллионы людей, разрушает его духовные скрепы. Культуру в России создавали и православные, и мусульмане, и католики, и иудеи, и представители других религий, и атеисты, и отлученные от церкви. О какой культуре России можно говорить, например, без литературы и публицистики Л.Н.Толстого. Тем не менее, религиозный предмет в школе необходим, причем не для факультативного, а обязательного изучения. Им должна быть культура мировых религий, изучение которой помогло бы увидеть в них единые общечеловеческие ценности, сближало, а не разъединяла людей разных вер.
Проблема взаимоотношений мировых религий актуальна для всего человечества, его мирного существования и не может решаться только в теологических рамках. Она затрагивает политику, мораль, культуру, а самое главное безопасность мирового сообщества. Фанатики-террористы меньше всего заботятся об очищении религии, их ненависть к Западу не может быть основана на истинном исламе. Мусульмане никогда не объявляли войну христианству, эта - одна из трех авраамистических религий (наряду с христианством и иудаизмом). Ислам почитает в качестве пророков Авраама и Иисуса. Ни в одной из сунн Корана не содержится призыва к священной войне с христианством. Поэтому, если говорить об очищении исламской веры, то оно должно начинаться с избавления от идеологии терроризма, деления мира на верных и неверных, что понимают многие в мусульманском мире. Эта одна из важнейших религиозно-нравственных тем для диалога и взаимопонимания западного и мусульманского мира.
3. Переход от милитаристского мышления в решении геополитических проблем к мирному образу мыслей, от военной логики угроз и устрашающих акций к языку мира и согласия. Идеология и культ силы, инициирующие распространение насилия на все стороны общественных отношений, должны уступить место философии ненасилия, идеи исключения военной мощи из практики международных отношений. Дух милитаризма. пропитавший до основания XX век, должен выветрится из сознания людей нового столетия; от этого зависит их будущее. Как справедливо подчеркивается в одном из докладов Римского клуба, «Проблема заключается не в том, чтобы перейти от военной экономики к экономики мира, а в том, чтобы перейти от воинственного образа мыслей к мирному. От того сумеет ли человечество осуществить такой переход, в значительной мере будут зависеть его шансы на выживание...».
Развал мировой социалистической системы сделал мир однополяр-ным. Появилась единственная сверхмощная военная держава, а вместе с этим и соблазн использовать военную силу при решении острых, спорных проблем. К сожалению, воинственный, милитаристский дух, оценка и решение международных проблем с позиции силы в новом веке не исчезают, а укрепляются. Об этом свидетельствует и акции военного характера в Европе, в том числе и адресованные России - переход НАТО бывших границ Советского Союза. Разве можно в здравом уме поверить политической «утке» о том, что этот шаг не направлен против России. Это прямой вызов России, с большими и опасными для неё перспективами. Можно представить себе реакцию Америки, если бы Россия вернулась на советские военные базы на Кубе. Мир, где господствует сила, это - аморальный мир двойных стандартов. Аморализм двойных политических стандартов проявляется и в откровенной поддержке многими странами Запада, в том числе и Америкой, лидеров незаконных военных формирований, вдохновителей и организаторов террористических акций в России.
После американской и российской трагедий стало ясно, что глобальная безопасность не может быть обеспечена никакими самыми современными противоракетными системами, полицейскими кордонами и военными мерами. Необходимо перестраивать систему международных отношений на основе справедливости, взаимопонимания и уважения суверенитета народов и государств, национальных, религиозных и общечеловеческих ценностей. Это особенно важно в условиях глобализации, который не может быть подменен вестнизацией или американизацией мирового пространства, превращением американской военной мощи в глобальную мировую силу, устанавливающую для всего мира свои правила игры.
4. Формирование новой модели гуманизма — гуманизма нового века, главной идеей и целью которого должно стать возрождение человека. Должно наступить не новое Средневековье с религиозной нетерпимостью и религиозными войнами, а эпоха нового Возрождения. Современный человек, несмотря на значительные достижения в области экономики, овладение им миром вещей все больше утрачивает свою социальную значимость, стремительно обесценивается его жизнь, он морально и психологически надломлен чуждыми и вышедшими из-под контроля силами, угрожающими его существованию. В духовной культуре человечества доминируют процессы деморализации, дегуманизации, ведущие к разрушению человеческой сущности. Физическая и духовная жизнь человека в постоянной опасности. Он страдает от шизофрении насилия в политике, средствах массовой информации, в повседневной жизни.
Если, по представлениям Ницше, главная проблема человечества в конце XIX века состояла в том, что бог умер, то сегодня речь идет об умирании человека. Как пишет французский философ М. Фуко, человек находится на пути к исчезновению и недалеко то время, когда «человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Основную дилемму современного человека четко определил президент Римского клуба А. Печчеи: «Либо он должен изменится - как отдельная личность и как частица человеческого сообщества, - либо ему суждено исчезнуть с лица Земли»". В этой связи можно вспомнить слова французского мыслителя-гуманиста времен Ренессанса Мишель де Монтеня: «человеку не познавшему что такое добро, все другие науки бесполезны». Эту же мысль несколько в другой форме по отношению к высшему образованию предельно четко выразил президент Брауновского университета (США) Фрэнсис Уэйланд: «Самая главная конечная цель образования - это нравственная личность».
Гуманитаризация образования - это не только повышение внимания к наукам, изучающим человеческие и общественные проблемы, а, прежде всего, процесс насыщения нравственным содержанием всех дисциплин, видов и форм учебных занятий, обретение ими морального смысла, развитие гуманистического стиля отношений в студенческой аудитории и в вузе в целом.