Морально-этические аспекты борьбы с мировым терроризмом

 

Искоренить мировой терроризм нельзя только с помощью силы, ка­кой бы мощной и разрушительной она не была. Всякое действие порожда­ет противодействие. В мировом сообществе необходимо создавать усло­вия, не подталкивающие к вражде и противодействию, а напротив сози­дающие политический, духовно-нравственный, культурный религиозный, психологический барьер мировому терроризму. Только ликвидировав сре­ду, благоприятную для террора, можно избавится от этого воинствующего фанатизма и мракобесия. В этой связи следует выделить ряд общечелове­ческих проблем морально-этического характера.

1. Переориентация мирового общественного сознания, духовной культуры народов на оптимистические проекты и гуманистические ценности развития человеческой цивилизации. Социальный пессимизм, страх перед будущим - благоприятная морально- психологическая ситуация для функционирования и распространения террористических актов. Если гово­рить об идеологических целях террора, то они как раз и направлены на то, чтобы создать в обществе атмосферу неуверенности, беспокойства, песси­мизма, растерянности.

Пессимистические взгляды на перспективы развития человеческой цивилизации всегда присутствовали в сознании людей, теоретических и религиозных концепциях. Однако, начиная с 70-х годов XX века, осмысле­ние бесперспективности и тупиковой ситуации в развитии техногенной цивилизации значительно усилили эсхатологические настроения, особенно среди интеллектуальной части общества. Пессимизм традиционный для западноевропейской мысли стал частью духовного климата США и Рос­сии. Как пишет А. Тоффлер, «Сегодня американские интеллектуалы и часть американской общественности, подобно их европейским коллегам смотрят на будущее в основном пессимистически» В России пессимисти­ческие умонастроения среди значительной части общества усиливаются в связи с национальным кризисом, бедственным положением народа, утра­той значительного геополитического пространства, сложной криминоген­ной обстановкой.

Катастрофические прогнозы, связанные с опасностью перенаселения планеты, истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением экологического равновесия, наращиванием сверхново­го оружия массового уничтожения людей нередко дополняются мыслями о невозможности предотвращения мирового терроризма, создающего угрозу всеобщего хаоса и апокалипсической судьбы человечества. Сегодня суще­ствуют различные точки зрения на перспективы терроризма в мире. Часть исследователей считает, что необходимо «научится жить с терроризмом», как с вечным и неизбежным пороком человечества. Эта позиция отчаяния и безысходности. С терроризмом надо учится не жить, а бороться, для это­го, прежде всего, надо верить в успех этой борьбы, в победу добра над злом.

Благоприятные варианты развития мирового сообщества возможны лишь в определенной духовно-нравственной ситуации. Поэтому все фор­мы духовной культуры, все возможности науки, религии, литературы, ис­кусства, новых информационных технологий должны быть использованы для утверждения социального оптимизма, как необходимого духовно-нравственного принципа в борьбе за выживание человечества, преодоле­ния опасных вариантов в его развитии.

2. Открытый диалог культур и религий. В основе многих человече­ских трагедий лежит непонимание друг друга. Непонимание преднамерен­но артикулируется и нагнетается террористическими организациями в идеологических целях, превращая его в чувство ненависти, ксенофобию. Поэтому диалог культур и религий не нужен политике экстремизма и на­силия, он нужен мирным людям.

Веротерпимость, толерантность религиозных идей и ценностей должны стать важнейшим элементом современного образования, воспита­ния, культуры и информации. Сегодня в российском обществе муссируется проблема введения в систему школьного образования и воспитания новой дисциплины - православной культуры. В много конфессиональной стране - это непродуманный и в принципе антиконституционный шаг, направлен­ный на разрыв единого духовного пространства народа. Тот, кто говорит, что корни православия в России, тот человек невежественный, ибо право­славие пришло к нам из Византии. А тот, кто говорит, что Россия право­славная страна, тот вычеркивает из её народа миллионы людей, разрушает его духовные скрепы. Культуру в России создавали и православные, и му­сульмане, и католики, и иудеи, и представители других религий, и атеисты, и отлученные от церкви. О какой культуре России можно говорить, напри­мер, без литературы и публицистики Л.Н.Толстого. Тем не менее, религи­озный предмет в школе необходим, причем не для факультативного, а обя­зательного изучения. Им должна быть культура мировых религий, изуче­ние которой помогло бы увидеть в них единые общечеловеческие ценно­сти, сближало, а не разъединяла людей разных вер.

Проблема взаимоотношений мировых религий актуальна для всего человечества, его мирного существования и не может решаться только в теологических рамках. Она затрагивает политику, мораль, культуру, а са­мое главное безопасность мирового сообщества. Фанатики-террористы меньше всего заботятся об очищении религии, их ненависть к Западу не может быть основана на истинном исламе. Мусульмане никогда не объяв­ляли войну христианству, эта - одна из трех авраамистических религий (наряду с христианством и иудаизмом). Ислам почитает в качестве проро­ков Авраама и Иисуса. Ни в одной из сунн Корана не содержится призыва к священной войне с христианством. Поэтому, если говорить об очищении исламской веры, то оно должно начинаться с избавления от идеологии терроризма, деления мира на верных и неверных, что понимают многие в мусульманском мире. Эта одна из важнейших религиозно-нравственных тем для диалога и взаимопонимания западного и мусульманского мира.

3. Переход от милитаристского мышления в решении геополитиче­ских проблем к мирному образу мыслей, от военной логики угроз и устра­шающих акций к языку мира и согласия. Идеология и культ силы, иниции­рующие распространение насилия на все стороны общественных отноше­ний, должны уступить место философии ненасилия, идеи исключения во­енной мощи из практики международных отношений. Дух милитаризма. пропитавший до основания XX век, должен выветрится из сознания людей нового столетия; от этого зависит их будущее. Как справедливо подчерки­вается в одном из докладов Римского клуба, «Проблема заключается не в том, чтобы перейти от военной экономики к экономики мира, а в том, что­бы перейти от воинственного образа мыслей к мирному. От того сумеет ли человечество осуществить такой переход, в значительной мере будут зави­сеть его шансы на выживание...».

Развал мировой социалистической системы сделал мир однополяр-ным. Появилась единственная сверхмощная военная держава, а вместе с этим и соблазн использовать военную силу при решении острых, спорных проблем. К сожалению, воинственный, милитаристский дух, оценка и ре­шение международных проблем с позиции силы в новом веке не исчезают, а укрепляются. Об этом свидетельствует и акции военного характера в Ев­ропе, в том числе и адресованные России - переход НАТО бывших границ Советского Союза. Разве можно в здравом уме поверить политической «утке» о том, что этот шаг не направлен против России. Это прямой вызов России, с большими и опасными для неё перспективами. Можно предста­вить себе реакцию Америки, если бы Россия вернулась на советские воен­ные базы на Кубе. Мир, где господствует сила, это - аморальный мир двойных стандартов. Аморализм двойных политических стандартов про­является и в откровенной поддержке многими странами Запада, в том чис­ле и Америкой, лидеров незаконных военных формирований, вдохновите­лей и организаторов террористических акций в России.

После американской и российской трагедий стало ясно, что глобаль­ная безопасность не может быть обеспечена никакими самыми современ­ными противоракетными системами, полицейскими кордонами и военными мерами. Необходимо перестраивать систему международных отноше­ний на основе справедливости, взаимопонимания и уважения суверенитета народов и государств, национальных, религиозных и общечеловеческих ценностей. Это особенно важно в условиях глобализации, который не мо­жет быть подменен вестнизацией или американизацией мирового про­странства, превращением американской военной мощи в глобальную ми­ровую силу, устанавливающую для всего мира свои правила игры.

4. Формирование новой модели гуманизма гуманизма нового века, главной идеей и целью которого должно стать возрождение человека. Должно наступить не новое Средневековье с религиозной нетерпимостью и религиозными войнами, а эпоха нового Возрождения. Современный че­ловек, несмотря на значительные достижения в области экономики, овла­дение им миром вещей все больше утрачивает свою социальную значи­мость, стремительно обесценивается его жизнь, он морально и психологи­чески надломлен чуждыми и вышедшими из-под контроля силами, угро­жающими его существованию. В духовной культуре человечества домини­руют процессы деморализации, дегуманизации, ведущие к разрушению человеческой сущности. Физическая и духовная жизнь человека в посто­янной опасности. Он страдает от шизофрении насилия в политике, средст­вах массовой информации, в повседневной жизни.

Если, по представлениям Ницше, главная проблема человечества в конце XIX века состояла в том, что бог умер, то сегодня речь идет об уми­рании человека. Как пишет французский философ М. Фуко, человек нахо­дится на пути к исчезновению и недалеко то время, когда «человек исчез­нет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Основную дилемму современного человека четко определил президент Римского клуба А. Печчеи: «Либо он должен изменится - как отдельная личность и как частица человеческого сообщества, - либо ему суждено исчезнуть с лица Земли»". В этой связи можно вспомнить слова французского мыслителя-гуманиста времен Ренессанса Мишель де Монтеня: «человеку не познав­шему что такое добро, все другие науки бесполезны». Эту же мысль не­сколько в другой форме по отношению к высшему образованию предельно четко выразил президент Брауновского университета (США) Фрэнсис Уэйланд: «Самая главная конечная цель образования - это нравственная личность».

Гуманитаризация образования - это не только повышение внимания к наукам, изучающим человеческие и общественные проблемы, а, прежде всего, процесс насыщения нравственным содержанием всех дисциплин, видов и форм учебных занятий, обретение ими морального смысла, разви­тие гуманистического стиля отношений в студенческой аудитории и в вузе в целом.