Особенности нравственного мышления
Содержание морального сознания личности
Моральное сознание каждой отдельной личности уникально и неповторимо. Его описание подвластно только перу большого художника, способно создать глубокий, насыщенный реальными событиями, «правдой жизни» образ своего героя. Задача этики другая - раскрыть не индивидуальные свойства внутреннего мира конкретного человека, а выделить общие, типичные качества, составляющие содержание морального сознания личности. В результате такого анализа может возникнуть только та или иная модель содержания морального сознания, которая в реальной человеческой жизни может и не иметь полного аналога. Не каждый нравственный человек обладает всеми качествами, относящимися к общечеловеческой морали, и тем более не каждый приобретает социально нравственные или профессионально нравственные качества. А в теоретической модели нравственного сознания эти качества присутствуют.
Пирамида нравственных качеств личности
1. Общечеловеческие (простые) моральные качества.
2. Социально-нравственные качества.
3. Нравственно-профессиональные качества.
1) В основе пирамиды находятся общечеловеческиенравственные качества. Именно они составляют исходные, базовые начала, духовную субстанцию нравственной личности. Без простых нравственных норм, например, честности, не могут возникнуть социально-нравственные и морально-профессиональные качества. Трудно представить себе лживого патриота или нечестного руководителя, строящего взаимоотношения в коллективе на нравственных принципах.
К простым нормам нравственности относятся те духовные качества, которые утверждают человеческое в человеке: уважение человеческого достоинства, честность, справедливость, заботу о других, сочувствие и т.д. У известного ученого XX века Б.Рассела есть слова: «Мы научились плавать, как рыбы, мы научились летать как птицы, ещё бы нам научиться быть людьми». Научиться быть людьми значит мыслить и поступать в рамках простых, общечеловеческих моральных норм.
Идеей, образующей смысл и принцип общечеловеческой морали является представление о равенстве людей. Разумеется, речь идет не об имущественном, интеллектуальном или физическом равенстве, а о равенстве в человеческом смысле, равенстве людей как личностей. Принцип равенства определяет все основные характеристики и свойства общечеловеческой морали.
Он лежит в основе универсального «золотого правила морали»: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Из нравственного понимания равенства вытекает уважение человеческого достоинства, чувство справедливости, моральные представления о честности, взаимопомощи, заботе и т.д.
2) Другая группа моральных качеств, составляющих содержание морального сознания личности, определяет его образ мыслей и действий как гражданина, активного субъекта общественных отношений. Их можно назвать социально-нравственнымикачествами. Социально-нравственные качества веками образовывали духовные скрепы общества, не давали ему бесследно исчезнуть с исторической сцены, обеспечивали независимость и свободу его граждан. Вполне понятно, что моральные качества, характеризующие отношения человек-общество, с изменением и человека и общества наполняются новым содержанием. Основу социально-нравственных качеств личности составляют триада принципов: патриотизм, гражданский долг и солидарность.
А) Патриотизм - нравственное качество, в наибольшей степени выражающее общественное начало в природе человека, его социальную сущность. Отношение людей к своей Родине, культуре, этносу, отождествление себя с соотечественниками (родом, племенем, страной) принадлежит к самым древним и сильным моральным чувствам. В любой стране пантеон национальных героев составляют патриоты, они главные действующие лица национальной истории, её гордость и слава.
На каждом крутом повороте история с новой силой и во многом по-новому ставит перед обществом проблему патриотизма. Ибо, в конечном счете, судьба значительных событий и потрясений решается упорством и силой воли тех, кто искренне предан своему народу и Отечеству. До тех пор, пока в народе не исчезло чувство Родины, не растворились окончательно в хаосе беззакония, лжи и отчаяния его национальные духовно-нравственные ценности, страна не потеряла способность к сопротивлению, к возрождению своего величия и достоинства. И напротив, подлинная трагедия и социальный коллапс народа наступает с окончательной утратой им чувства патриотизма, с исчезновением его национального самосознания. Не случайно, что в сегодняшнем российском обществе заново осмысливается слово «патриотизм», идет переоценка ценностей, «смена вех» и прокладывание новых трасс в понимании этого духовного образования.
Как элемент общественной психологии и морали патриотизм представляет собой национальное чувство - форму переживания народом (нацией или отдельным человеком) своего отношения к Отечеству, привязанности к родной земле, очагу, языку, истории. Поэтому, как писал великий поэт, и «сладок дым Отечества».
Творцом, субъектом патриотизма является сам народ. Интеллигенция, политические партии, отдельные личности настолько патриотичны, насколько они связаны с народом, выражают его дух. Патриот - это тот, кто по выражению немецкого писателя Густава Фрейтага «носит в своем сердце миниатюрный портрет своего народа».
Мотивация патриотических чувств, также как их предмет, различна. Прежде всего, содержанием патриотических чувств становятся особо значимые для страны, народа явления и события, от которых зависит их судьба и будущее и поэтому воспринимаемые особенно эмоционально. Следует различать фундаментальный и ситуативный характер патриотических чувств. К фундаментальным патриотическим чувствам относятся чувства одновременного переживания трех времен в судьбе страны: прошлого, настоящего и будущего. Они включает в себя целый ряд сложных моральных феноменов:
• уважение исторического прошлого, отечественных традиций и национальных обычаев; Пушкин метко заметил, что история для народа то же, что Библия для христианина;
• уважительное отношение к старшим поколениям, их образу мыслей, религии и идеалам;
• гордость ратной славой, культурными, экономическими, научно-техническими, спортивными и др. достижениями своей страны;
• соучастие в общественных делах, направленных на благо Родины (благотворительность), готовность защищать её интересы (в том числе и экономические);
• сочувствие к страданиям и бедам соотечественников, негативное отношение к социальным порокам, разрушающим устои общественной жизни и нравственности;
• заботу о будущих судьбах страны, её благополучии и процветании.
Патриотические чувства относятся не к сфере идеологии и политического сознания, а к области нравственных переживаний. Все перечисленные проявления патриотизма находят свое отражение в простых, элементарных формах нравственности - уважении, гордости, сочувствии, любви, заботе - обращенных к Отечеству, что придает им статус социально-нравственных качеств.
Особенно важно в современной России формировать патриотические чувства у молодежи, связавшей свою судьбу с экономикой, бизнесом. Настоящее и будущее страны во многом будет зависеть от их ориентации на национальные интересы, а не просто на чистую прибыль. В истории России есть богатый опыт такого отношения к экономике, и в частности вкооперативном движении, который должен быть востребован в современных условиях. Формирование национальной, патриотически настроенной экономической элиты, принимающей страну, со всеми её недостатками и бедами, не за эту, а за своюРодину, - стало насущной задачей для образования и воспитания российской молодежи. Будущая деловая элита общества находится сегодня в студенческих аудиториях, здесь вместе с профессиональными знаниями она должна приобретать представление о том, как их использовать добрых делах, на благо людей, страны в целом.
Б) Патриотизм органически связан с чувством гражданского долга, и не может воспитываться отдельно от этого чувства. Гражданский долг - это также отношение к обществу, но переведенное из мировоззренческой и эмоциональной сферы в императивную форму нравственности, в силу чего личность становится носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, с которыми связаны понятия ответственности, подвижничества, сознательности, самоотверженности, принципиальности и т.д. Нравственный долг наиболее трудно воспринимаемое, особенно среди молодежи, представление о форме морального отношения между личностью и обществом. Для многих непонятна сама постановка вопроса о долге: почему человек должен и что он должен обществу?
Исходя из сущности морали, нравственный долг следует рассматривать не как установленную кем-то обязанность, а как результат непростого морального выбора личностью своей гражданской позиции свободной волей, дающей ей личное обоснование и мотивацию. А это в свою очередь свойство присущее высоконравственной личности. Поэтому в шкале социально-нравственных качеств человека, его способность к осознанию морального долга занимает самое почетное место.
В) Следующим социально-нравственным качеством, особенно актуальным для современного российского общества, является чувство солидарности, основанное на общих национальных интересах и необходимости осуществления единых целей. Принцип солидарности, выдвинутый идеологами французской буржуазной революции, в России издавна назывался соборностью, (общинностью) - в советское время коллективизмом - и был отличительной чертой российского менталитета. Солидарность характеризует единство взглядов и действий в достижении общих целей. Такого рода цели возникают на основе объективной исторической необходимости, как общенациональные задачи, стоящие выше классовых, сословных или профессиональных интересов. В русле формирования солидарных интересов и действий находится и важнейшая для многонационального государства задача повышения культуры межнациональных и межэтнических отношений.
3) Третий компонент морального сознания личности составляют нравственно-профессиональные качества, от которых зависит благоприятный морально-психологический климат в коллективе и успех в работе. Эти качества специально рассматриваются в профессиональной этики того или иного вида деятельности.
Основные структурные элементы морального сознания (знания, убеждения, чувства), их содержание не находятся в застывшем, статистическом состоянии, они функционируют, поставляют для сознания необходимый материал, из которого образуется мыслительный процесс.
Логика нравственного размышления и моральных суждений иная, чем обычное логическое мышление, свойственное думающим образованным людям.
Поэтому далеко не всякий мыслящий человек является морально зрелой личностью. Умный, но циничный, тонко и грамотно, с ювелирной точностью просчитывающий свои преступные и аморальные действия человек, к сожалению, во все времена был и остается один из главных героев в реальных драмах и трагедиях человеческого бытия.
Особенностью нравственного мышления является его оценочно-императивный характер. Размышление на ту или иную моральную тему по своей сути представляет её нравственную оценку, в которой, оцениваемая ситуация, «расщепляется» на «сущее» и «должное». Из этого вытекает уникальность, сложность моральной рефлексии её взаимосвязь с эмоциональной и волевой аспектами духовного мира личности.
Для моральной оценки человека определяющее значение имеет понимание мотивов поведения личности
Мотивы поведения личности
1. В основе поступка лежит неморальный принцип (вынужденное повиновение, чтобы избежать неприятностей, СТРАХ).
2. 2. Поступок обоснован эгоистическими соображениями взаимной выгоды (хорошее поведение в обмен на какое-либо благо).
3. Образ мыслей и поведение мотивированы стремлением заслужить одобрение.
4. Принцип действия, вытекающий из внутренней установки на нравственную норму поведения, контролируемую чувством стыда и совести.
Моральное сознание человека, его структура и содержание реализуются в его нравственном отношении к самому себе и другим.