Социально-коммуникативные теории морали

Социально-этические теории морали

 

1. Социально-коммуникативные теории морали (теория общественного договора, этика солидарности, конвенциальная этика)

2. Социально-экономические теории морали (марксистская этика)

3. Утилитаристские концепции морали

 

В этих теориях нравственность рассматривается как необходимое условие совместной жизни людей в обществе, способ организации социального и межличностного общения. Происхождение морали объясняется тем, что человек живет «среди других» в социально-конфликтной среде с множеством пересекающихся противоречивых общественных и личных интересов, которые необходимо сочетать и регулировать. К подобным теориям относятся: теория общественного договора, этика солидарности и конвенциальная этика.

1.1. Идеи общественного договора высказывались еще в древности (софисты Эпикур, Цицерон), но в виде теории представлены английским философом Т. Гоббсом и французскими просветителями XVIII века. Это теория не является чисто этической, акцент в ней делается на объяснение природы государства, вместе с тем, ее используют и для обоснования происхождения морали. Согласно данной теории, люди вступают в общественный договор для того, чтобы положить конец «войне всех против всех», природа которой коренится в эгоизме людей. Общественный договор согласовывает интересы людей и обеспечивает условия для их совместной жизни. Из общественного договора возникает государство и право, а из права, в свою очередь - мораль, критерием которой выступает закон (Т. Гоббс).

1.2. Подобные идеи содержит в себе и конвенциальная этикаа исходящая из тогo, что в основе морали лежит соглашение людей (конвенция), вытекающее изпрактической целесообразности. Морально и истинно то, что отвечает конвенции и разделяет большинство. Любая нравственная норма носит конвенциальный характер, поскольку согласует интересы людей и не может существовать в обществе без одобрения его большинства. Моральная норма является и результатом и средством конвенции.

1.3. Идея о необходимости согласования общественных и личных интересов, как источнике морали, лежит и в основе этики солидарности. Принципы этой этики наиболее полно представлены в трудах французского социолога и философа Э. Дюркгейма, который считал, что необходимо объяснять «социальное социальным». Следуя этому положению, Дюркгейм делает вывод о том, что основополагающим фактором общественной жизни, в том числе и морали, является общественная солидарность. Обязанность поддерживать общественную солидарность - закон и моральный императив социальной формы жизни, а сама солидарность, рассматривается французским ученым, как высший нравственный принцип и универсальная ценность.

В основе солидарности, считает Дюркгейм, лежит разделение труда, поэтому морально и само разделение труда. На принципе разделения труда образуются два типа общества: общество механической солидарности, основанное на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций (отношения в нем регулируются элементарными общественными нормами, табу и обычаями) и общество органической солидарности - современное общество, базирующееся на разделение труда, где решающую роль в социальной интеграции играют идеалы, верования, мораль.