Правосудие как вид государственной деятельности

 

За рубежом, в отечественной теории права и в самом российском законодательстве правосудие подразумевает всю сферу юстиции или процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России при рассмотрении понятия преступлений против правосудия термин правосудие охватывает досудебную (дознание и предварительное следствие) и судебную процессуальную деятельность, а также исполнение судебных решений. Это – понимание правосудия в широком смысле.

Однако Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, указывает: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (при этом определения того, что такое правосудие, она не содержит).

То же указывает, например, Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» в части первой статьи 4: «Правосудие в Российской Федерации осуществля-
ется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в отечественной юриспруденции часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии находятся в неразрывном единстве. Закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Единство законности и нравственности в реализации правосудия способствует обеспечению основных прав и свобод человека. Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную нравственную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание.

Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества. Анализ нравственного содержания международно-правовых документов о правах человека представляет для нас особый интерес, поскольку в них сформулированы как нравственные принципы, так и нравственные нормы (и те, и другие положены в основу реформирования российского законодательства). Этот факт свидетельствует о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Согласно Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы являются вышей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», и именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти.

Ознакомление с историей формирования институтов прав человека показывает постепенный, неизбежный процесс расширения прав человека и их гарантий (свободы и неприкосновенности личности, права на судебную защиту, признания лица виновным лишь по приговору суда, права на участие в решении государственных дел, свободы совести и т. д.), ставших неотъемлемым признаком цивилизованного общества.

Рассмотрим некоторые международно-правовые документы, которые вошли в золотой фонд гуманистических ценностей, в которых были заложены эти и другие права.

 

2. Великая хартия вольностей

В Большом юридическом словаре написано: «Великая хартия вольностей – грамота, подписанная в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным. Ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля, предоставляла некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Великая хартия вольности сыграла известную роль в политической борьбе XIII–XIV веках, приведшей к возникновению английской сословной монархии. Забытая в конце XV и XVI вв., она была использована лидерами парламентской оппозиции накануне и в начале Английской буржуазной революции (XVIII в.) для обоснования права парламента контролировать действия королевской власти. Входит в число действующих актов некодифицированной конституции Великобритании».

Правовыми источниками Великой хартии вольностей являются феодальные обычаи, о соблюдении которых идет речь во многих статьях хартии (всего в Великой хартии вольностей – 63 статьи), а также издаваемые при вступлении на престол хартии вольностей прежних английских королей (особенно Генриха I). Формально до подписания Великой хартии вольностей она представляла собой петицию с изложением требований баронов и называлась «Баронские статьи». Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядка и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права».

Ознакомившись с самим текстом Великой хартии вольностей, мы увидим, что здесь большинство из статей посвящены защите норм феодального права. Церкви предоставлялись ее традиционные привилегии. В нескольких статьях речь идет о правах городского среднего класса.

Некоторые статьи, относившиеся к сфере права, оказались в выс-
шей степени важными по причине того влияния, которое они оказали на юридические процедуры. И здесь следует обратить внимание на 39-ю статью Великой хартии вольностей, в которой записано следующее: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны». Тем самым король обещал, что всякий свободный человек должен предстать перед судебным органом прежде, чем против него будет предпринято какое-либо действие. Подписание этого документа явилось началом фундаментального принципа надлежащей юридической процедуры, гарантирующей, что люди не могут быть произвольно лишены свободы или подвергнуты наказанию, и обеспечивающей им судебное разбирательство.

Колоссальное значение Великой хартии 1215 года заключалось
в том, что королевские вассалы впервые заставили короля согласиться с принципом верховенства закона, тем самым она стала символом ограничения королевской власти.

В XIX веке историки и государственные деятели превозносили Великую хартию вольностей как великую гарантию английских свобод.
В такой трактовке она оказала влияние на политические и правовые идеи в Америке и сыграла ключевую роль в колониальный период ее истории, в ходе Американской революции, при разработке основных положений конституции США.

В настоящее время Великая хартия вольностейявляется не только памятником средневекового права Англии, но и частью британской конституции (наряду с таким документами, как: Habeas Corpus Act 1679 года; Билль о правах 1689 года; Акт о престолонаследии1701 года и др.). Описанные законодательные акты составляют так называемую Библию британской конституции. Ограничение королевской власти, зависимость правительства от парламента, правовые гарантии, записанные в Habeas Corpus Act и ряде законов, принятых в начале XVIII века, независимость судей от короля и правительства – все эти черты английской конституции стали предметом гордости не только рядовых граждан Англии, но и английских государстововедов.