Виды органов исполнительной власти.

Правовой статус органов исполнительной власти.

Особенности органов исполнительной власти.

Понятие «орган исполнительной власти» уже, чем понятие «орган государственного управления».

1. Особый порядок образования: государственно-распорядительный способ.

Органы исполнительной власти образуются сверху, есть возможность конструирования новых звеньев.

2. Особая деятельность, которую они выполняют: исполнительно-распорядительная.

3. Смысл управления – воздействие на нижестоящие организации.

4. Подконтрольность:

а) контроль сверху

б) контроль снизу

в) контроль со стороны (по другой ведомственной линии).

5. Функционируют в основном на базе норм административного права.

Чётко определён статус каждого органа внутри подразделения, есть положения об отдельных должностях.

6. Каждый орган исполнительной власти обособлен и включает в себя несколько компонентов:

а) группу, коллектив людей

б) разграничение полномочий в коллективе

в) помещение, материально-техническая база

г) финансовые фонды, денежные средства.

 

Правовой статус – комплекс вопросов, закреплённых в определённых правовых источниках и имеющих отношение к жизнедеятельности данного субъекта.

Это группа вопросов, выраженных в актах. На их основе орган реализует свои полномочия.

Д.Н. Бахрах подразделяет правовой статус органов исполнительной власти на 3 части:

1. Целевой блок: нормы, определяющие цели, задачи, функции органа, тех, кто ему подчинён.

2. Организационно-структурный блок: нормы, определяющие порядок образования, полномочия органов, разграничение их полномочий.

3. Компетенционный блок: нормы, определяющие и распределяющие компетенцию органа. В этом блоке заложена суть правового статуса органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти самостоятелен и не зависит от представительной власти. Но в то же время Президент, Правительство издают акты о правовом статусе органов, и у каждого органа есть свои акты (например, регламент Правительства РФ, Положение о департаменте какого-либо министерства и др.).

Нормативно-правовая база:

1. Конституция РФ (глава VI определяет правовой статус Правительства РФ).

2. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ

3. Указы Президента РФ о решении конкретных вопросов.

4. Акты Правительства РФ.

 

 

На базе теоретической классификации можно что-то решить на практике.

1. По порядку образования выделяют

а) Органы, создание которых предусмотрено Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, Уставами других субъектов РФ.

Создаётся небольшая группа органов, которые всегда существуют. Это высшие управленческие органы, они всегда есть и всегда в единственном числе (Правительство РФ, Правительства республик РФ, Администрации других субъектов РФ).

Это фундамент системы, помогающий решать наиболее важные, глобальные вопросы.

б) Органы, которые образуются на базе норм текущего законодательства (министерства и др.).

Они преобладают среди управленческих органов, более подвержены изменению. Это более мобильная часть аппарата.

Для создания таких органов не требуется указание в Основном законе, что даёт большую возможность маневрировать во всём управленческом аппарате.

2. По масштабу действия бывают

а) Федеральные органы

б) Органы субъектов

в) Органы муниципальных образований

Данная классификация находит отражение в названии органа.

Власть в государстве распределяется по 2 уровням (РФ, субъекты РФ), существует 3 вида компетенции (РФ, субъектов РФ, совместная компетенция РФ и субъектов РФ). Это даёт большой практический резонанс (удобно, выгодно).

3. По организационно-правовым формам (по наименованию, на котором «стоит» форма органа) выделяют типичные группы органов

а) Правительства (РФ, субъектов РФ)

б) Министерства (РФ, республик в составе РФ, Москвы)

в) Федеральные службы, федеральные агентства (органы федерального масштаба)

г) Главные управления, управления, департаменты и др.

Многообразие видов органов по организационно-правовым формам обусловлено разной ролью этих органов в жизни общества, объёмом власти.

Недостаток: названия у органов могут быть разными, а их суть – одна и та же.

4. По характеру компетенции (в зависимости от того, какой деятельностью орган занимается, какую функцию выполняет) выделяют

а) Органы общей компетенции (Правительство РФ, Администрация НСО, Мэрия Новосибирска и др.).

Они решают все наиболее общие вопросы управления.

б) Органы отраслевой компетенции (Министерство образования, МВД, МИД и др.).

Они подчиняются Правительству РФ, но есть и органы, которые подчинены им. Т.е. правительство контролирует их деятельность, а они – ещё чью-то.

в) Органы специальной компетенции.

Этим органам никто не подчинён, а они подчинены Правительству РФ. Их основная деятельность направлена на другие органы, они осуществляют контроль, в том числе и отраслевых органов.

Органы специальной компетенции выполняют одну функцию, которая нужна всем. Это функция статики, с помощью неё осуществляется координация и контроль. Данные органы не замыкаются в своей ведомственной сфере.

Сфера деятельности органов специальной компетенции шире сферы действия органов отраслевой компетенции, поэтому органы отраслевой компетенции должны выполнять предписания органов специальной компетенции.

 

 

5. По порядку рассмотрения подведомственных вопросов выделяют

а) Коллегиальные органы (Правительство, Администрации районов, городов и др.).

Руководство состоит из группы лиц. Основные вопросы решаются на коллегиальной основе, т.е. большинством лиц, входящих в состав органа. Сейчас количество этих органов сократили.

Для принятия решения коллегиальным органом требуется больше времени (заседания, голосование и т.д.), зато оно будет более обдуманным, объективным, справедливым. Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учётом мнения многих специалистов.

б) Единоначальные органы (Министерство, Администрация субъекта РФ).

Эти органы возглавляет одно лицо. Оно ответственно за всё, но есть и коллектив людей, которые помогают ему (заместители, помощники и др.).

Основные вопросы решаются руководителями этих органов. Для принятия решения требуется меньше времени (подпись уполномоченного лица). Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

 

Коллегиальность и единоначалие чаще всего переплетаются между собой, это выражается в том, что:

1. В коллегиальных органах решение принимает одно лицо.

Например: в Правительстве РФ в обсуждении вопросов участвуют все, а решение принимает один.

2. Коллегии действуют в единоначальных органах.

Например: В министерствах наиболее важные вопросы обсуждаются коллегиально, а решение принимается индивидуально. Роль таких коллегий незначительна: последнее слово за министром, даже если против него большинство. О возникших разногласиях нужно докладывать Правительству РФ, также коллегия сама может апеллировать Правительству РФ. Но объективного подхода к принятию решений практически нет, т.к. коллегия подчинена министру (который имеет над ней власть), и члены коллегии стараются ему не противоречить.