Международное гуманитарное право.

В вооруженных конфликтах.

Основные положения международного гуманитарного права. Права и обязанности медицинского персонала

 

Учебные вопросы:

1. Международное гуманитарное право.

2. Медицинский персонал. Его определение и участие в вооруженных конфликтах.

3. Общие принципы работы и обязанности медицинского персонала.

 

До середины XIX в. соглашения о защите жертв войны носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действующие только во время конфликта.

Возникновение гуманитарного права, связанное с зарождением движения Красного Креста, резко изменило ситуацию: государства добровольно связали себя универсальным договором, применяемым в любое время и при любых обстоятельствах. Медицинский персонал, работающий в зоне вооруженного конфликта должен со­блюдать нормы гуманитарного права. Медицинский ра­ботник в любой момент должен быть готов выпол­нять свои обязанности и отстаивать свои права, причем при самых неожиданных обстоятельствах. Поэтому ему необходимо иметь четкое представление о своих правах и обязанностях. Но это не только его лич­ная забота. Власти также обязаны принимать меры к тому, чтобы положения международного гумани­тарного права были известны гражданам их стран, поскольку, ратифицируя документы международного гуманитарного права (Конвенции и Протоколы) или присоединяясь к ним, государства принимают на себя обязательство распространять знания об этих Конвенциях и Протоколах в своих странах «возможно шире как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов».

Учитывая характер задач, возлагаемых на меди­цинский персонал, его ответственность и условия, в которых ему приходится работать, с одной сто­роны, и многочисленность и сложность соответст­вующих положений международного гуманитар­ного права - с другой, было бы невозможно подготовить его к выполнению возложенной на него миссии и ознакомить с положениями права в последний момент, когда конфликт уже начался. Следовательно, подготовку необходимо проводить еще в мирное время, до того, как возникнет дей­ствительная потребность в этих знаниях.

Международное гуманитарное право, защищающее человека от последствий войны, основано на принципе человеколюбия и призвано обеспечивать защиту личности. Целью применения гуманитарного права является уменьшение страданий всех жертв вооруженных конфликтов, находящихся во власти неприятеля, будь то раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные или гражданские лица.

С тех пор как швейцарский гражданин Анри Дюнан впервые увидел ужасы войны на поле битвы при Сольферино в Италии в 1859 году, он неустанно искал пути и средства защиты жертв таких конфликтов и медицинского персонала, который должен об этих жертвах заботиться. Он задумал создать еще в мирное время в каждой стране общества, которые могли бы во время войны оказывать помощь раненым. Четыре гражданина Женевы при­соединились к нему, чтобы воплотить в жизнь эту смелую идею: генерал Гийом Дюфур, юрист Гюстав Муанье, врачи Луи Аппиа и Теодор Монуар. В 1863 году они основали Международный комитет помощи раненым, более известный как «Комитет пяти», кото­рый явился предшественником Междуна­родного Комитета Красного Креста (МККК).

Таким образом, именно Анри Дюнану при­надлежит сама идея Красного Креста. Вместе с «Комитетом пяти» он, не жалея сил, тру­дился над созданием движения Красного Креста, которое объединяет сегодня во всем мире свыше 250 миллионов человек, стремя­щихся прийти на помощь тем, кто страдает, тем, кто попал в беду. В ответ на призыв МККК в октябре того же года представители ряда стран встретились в Же­неве и решили создать общества помощи раненым и ассоциации «добровольных помощников», впоследствии получившие на­звание Национальных обществ Красного Креста.

Международный Комитет признал необхо­димым добиваться предоставления нейт­рального статуса как раненым - жертвам военных действий, которые больше не уча­ствуют в сражении (и поэтому не могут рас­сматриваться как «противники»), так и пер­соналу, который оказывает им помощь, с тем, чтобы дать ему возможность выполнять свою гуманную задачу.

Дипломатическая конференция состоялась в Женеве в августе 1864 года. Там представи­тели 12 государств подписали небольшой (всего из 10 статей) международный договор, получивший название «Женевская конвен­ция об улучшении участи раненых в дейст­вующих армиях» от 22 августа 1864 года. К середине 1994 г. этот договор подписан в 162 странах. Подписание первой «Женевской кон­венции» явилось чрезвычайно важным ша­гом на пути исторического развития челове­чества, поскольку именно тогда было поло­жено начало созданию международного гу­манитарного права, предназначенного для защиты жертв вооруженных конфликтов и персонала, ответственного за оказание им помощи.

Таким образом, существует тесная историче­ская связь между Красным Крестом и гума­нитарным правом. Однако необходимо учи­тывать, что если государства и их правитель­ства ответственны за международное гумани­тарное право и его выполнение, то Красный Крест был и остается неправительственной и независимой организацией. Национальные об­щества Красного Креста, выполняя свои гу­манные задачи, оказывают содействие влас­тям и обязаны подчиняться законам своих стран. Но в то же время они сохраняют независимость от властей, поскольку они обязаны всегда действовать в соответствии с принципами Красного Креста. Первоначальная идея основателей Красного Креста – способствовать созданию Нацио­нальных обществ в различных странах мира – вскоре получила широкое распростране­ние. В первые десять лет после возникнове­ния Движения были образованы 22 Нацио­нальных общества. Сегодня в 128 странах всех частей света есть Национальные обще­ства Красного Креста. В конце первой мировой войны, вдохновлен­ный быстрым распространением Движения по всему миру и той неоценимой пользой, которую оно оказалось способным принести в первые полвека своего существования, аме­риканский банкир Генри П. Дэвидсон решил объединить Национальные общества Крас­ного Креста различных стран в федерацию по образцу Лиги Наций. В то время очень многие надеялись, что война с ее ужасами навсегда ушла в прошлое. Поэтому федера­ция, которую предполагалось создать, долж­на была сосредоточить свои усилия на мир­ной работе –на постоянной борьбе за улуч­шение здоровья людей, на профилактике бо­лезней и облегчении страданий в масштабах всего мира.

Этот замысел был вскоре претворен в жизнь, и на международной медицинской конфе­ренции в Каннах 5 мая 1919 года была созда­на Лига обществ Красного Креста со штаб квартирой в Париже, а с 1939 года - в Женеве. В 1983 году она стала Лигой обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. С 1991 года - Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Отличительная эмблема и ее значение.

Отличительной эмблемой Движения являет­ся красный крест или красный полумесяц на белом поле.

Знак красного креста на белом поле был создан путем обратного расположения цве­тов швейцарского флага. Он был принят из уважения к Швейцарии, поскольку Движе­ние было основано швейцарскими граждана­ми. Позднее, в качестве равноценных эмблем были признаны изображения красного полу­месяца и красных льва и солнца, но только первая из них продолжает использоваться. В случае вооруженного конфликта право на ношение этой эмблемы имеет медицинский и духовный персонал, как военный, так и гражданский, признанный в качестве тако­вого стороной в конфликте, к которой он принадлежит.

Отличительная эмблема также используется санитарными формирования­ми и учреждениями, размещается на меди­цинских транспортных средствах, оборудо­вании и материалах. В этом случае эмблема является защитным знаком – лица и объек­ты, выставившие эту эмблему, не только не должны подвергаться нападению, но, напро­тив, должны пользоваться покровительством и защитой. Национальные общества Красно­го Креста могут, при условии соблюдения законодательства своих стран, использовать указанную эмблему в военное и мирное вре­мя в их гуманитарной деятельности для обоз­начения своего персонала и собственности. В этих случаях отличительная эмблема не дает права на защиту в соответствии Женев­скими конвенциями и Дополнительными протоколами, а используется лишь как опоз­навательный знак, показывающий, что лицо или объект, обозначенные таким образом, принадлежат Национальному обществу. В во­енное время такой знак должен быть доста­точно небольшим по размеру, чтобы его нельзя было спутать с защитным знаком. Из тех же соображений его нельзя помещать на нарукавных повязках и крышах зданий. Международный Комитет Красного Креста, Международная Федерация обществ Крас­ного Креста и Красного Полумесяца, а также их должным образом уполномоченный пер­сонал имеют право во всякое время исполь­зовать отличительную эмблему. В виде иск­лючения и со специального разрешения со­ответствующего Национального общества, от­личительная эмблема может использоваться в мирное время для обозначения автомашин скорой помощи и мест нахождения пунктов помощи, предназначенных исключительно для бесплатного лечения раненых и больных.

Подписание I Женев­ской конвенции 22 августа 1864 года ознаме­новало собой рождение международного гу­манитарного права - новой отрасли между­народного публичного права. Международ­ное гуманитарное право защищает жертвы вой­ны и персонал, на который возложена обя­занность по оказанию им помощи. С тех пор продолжается неизменное развитие этой от­расли права.

Первоначальная идея, лежавшая в основе международного гуманитарного права, дала жизнь целой серии конвенций, разработан­ных с учетом новых театров военных действий и опыта новых войн (военных действий на море, новых видов наступательного ору­жия, новых виды вооружений и т. д.), а также необходимости обеспечить лучшую защиту жертв в связи с этими переменами и дости­жениями технического прогресса. Прежде всего, защита, предоставляемая Же­невской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 22 августа 1864 года, была существенно расширена Конвенциями 1906 и 1929 годов. Положения этих Конвенций были приспо­соблены к условиям морской войны Конвен­цией, подписанной в Гааге в 1899 году, ко­торая в 1907 году была заменена новой Кон­венцией, посвященной той же самой пробле­матике. Эти Конвенции были приняты в рамках Конференций мира, участники кото­рых стремились найти всеобъемлющее реше­ние всех проблем, связанных с войной. Опыт первой мировой войны вскоре после этого привлек внимание к необходимости улучшить обращение с военнопленными. Соответствующая Конвенция была подписа­на в Женеве в 1929 году. Она развила и дополнила положения, утвержденные в 1899 и 1907 годах на Конференциях мира, о кото­рых говорилось выше. Затем, в 1949 году, после второй мировой войны, в ходе которой мирное население подвергалось жестоким массовым распра­вам, была принята IV Женевская конвенция о защите гражданского населения на терри­тории противника или оккупированной тер­ритории.

На Дипломатической конференции 1949 го­да были также пересмотрены ранее принятые Конвенции, в результате чего сегодня дейст­вуют четыре Женевские конвенции, датиро­ванные 12 августа 1949 года, которые обычно называют «Женевскими конвенциями». Этим термином обозначаются следующие Конвенции.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Конвенция).

Эта Конвенция является четвертой, расши­ренной и пересмотренной в свете получен­ного опыта версией Конвенции 1864 года. Она закрепляет принцип, который лежит в основе создания Красного Креста: раненые и больные военнослужащие должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным об­ращением без всякой дискриминации, осо­бенно дискриминации по признаку нацио­нальности, а, следовательно, военный сани­тарный транспорт и госпитали с их медицин­ским персоналом также должны пользовать­ся защитой и уважением. Видимым знаком их неприкосновенности является эмблема красного креста или красного полумесяца на белом поле.

Конвенция об улучшении участи раненых, боль­ных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Конвен­ция).

Эта Конвенция представляет собой версию I Конвенции, переработанную для примене­ния в условиях боевых действий на море. Она решает те же задачи, что и первая, но в иных обстоятельствах, и защищает те же категории лиц, добавляя к ним еще одну, специфиче­скую для морской войны категорию - по­терпевших кораблекрушение.

Конвенция об обращении с военнопленными (III Конвенция).

Эта Конвенция определяет права и обязан­ности военнослужащих, захваченных в плен противником и, таким образом, ставших во­еннопленными.

Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Конвенция).

Эта Конвенция касается защиты граждан­ского населения, находящегося во власти воюющей державы. Она применяется как к лицам, которые оказались на территории го­сударства противника, так и ко всему насе­лению оккупированной территории.

Женевские конвенции ныне признаны 194 государствами, иными словами - почти всем международным сообществом. Признано, что их важнейшие положения имеют силу обычая, и, потому, являются обязательными для всего международного сообщества. На­ряду с положениями, специфичными для каждой Конвенции, они содержат много по­ложений, общих для них всех, относящихся, например, к области их применения, системе контроля и принуждения, выполнению Кон­венций, а также минимальные нормы, при­меняемые в случае вооруженных конфлик­тов, не носящих международного характера (статья 3, общая для всех Конвенций). Раз­работанные в духе I Конвенции 1864 года, все они призывают к покровительству и за­щите во время вооруженного конфликта всех лиц, которые вообще не принимают или уже не принимают активного участия в сражениях. С 1949 года, когда были приняты эти Кон­венции, количество вооруженных конфликтов растет, расширяется круг гражданских лиц, страдающих от последствий применения все более смертоносных вооружений, все шире распространяются методы партизанской войны. Более того, основная масса этих кон­фликтов возникает не между разными госу­дарствами, а внутри одного государства, как результат столкновений либо между противо­борствующими кликами, либо между инако­мыслящими или освободительным движени­ем и правящим режимом.

По этим причинам Дипломатической конфе­ренцией были разработаны и 8 июня 1977 года приняты два Дополнительных Протокола к Женевским конвенциям 1949 года. Поскольку эти Протоколы являются «допол­нительными» к Женевским конвенциям, по­следние полностью сохраняют юридическую силу. Два Протокола являются дополнитель­ными к четырем Конвенциям в целом. До­полнительный протокол к Женевским конвен­циям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), применяется в слу­чае международных конфликтов, тогда как Дополнительный протокол к Женевским кон­венциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов не­международного характера (Протокол II), яв­ляется дополнительным к общей статье 3 всех четырех Конвенций и применяется во время вооруженных конфликтов немеждуна­родного характера.

19.2. Медицинский персонал. Его определение и участие в вооруженных конфликтах.

Протокол I 1977 года дает следующее определение медицинского персонала: «медицинский персонал» означает лица, ко­торые назначены стороной, находящейся в конфликте, исключительно для медицин­ских целей, для административно-хозяйственного обеспече­ния медицинских формирований или для работы на санитарно-транспортных средст­вах и для их административно-технического обеспечения. Такие назначения могут быть либо постоянными, либо временными». Конкретно перечисляются следующие меди­цинские цели: «розыск, сбор, транс­портировка, установление диагноза или ле­чение, включая оказание первой медицин­ской помощи, раненых, больных и лиц, по­терпевших кораблекрушение, а также про­филактика заболеваний».

Эти определения требуют следующих пояс­нений. Медицинский персонал может быть граждан­ским или военным, но гражданский персо­нал пользуется защитой, предоставляемой международным гуманитарным правом ме­дицинскому персоналу, только в том случае, если он получил назначение от находящейся в конфликте стороны, к которой он принад­лежит. Таким образом, гражданский врач, продолжающий практиковать в ходе воору­женного конфликта и не получивший конк­ретного назначения от своей страны, не включается в состав медицинского персона­ла по смыслу международного гуманитарно­го права. Это ограничение объясняется тем, что медицинский персонал пользуется осо­быми привилегиями и, поскольку воюющая держава несет ответственность за любые воз­можные злоупотребления, она должна осу­ществлять определенный контроль за лица­ми, которым предоставлены эти привилегии.

Термин «медицинский персонал» использу­ется здесь не в узком смысле. Весь персонал, чья работа необходима для обеспечения эф­фективной помощи раненым и больным, пользуется защитой как медицинский персо­нал все то время, пока он находится в составе медицинской службы. Таким образом, эта категория может включать, например, госпи­тального повара, администратора или меха­ника, обслуживающего медицинский транс­порт. Вместе с тем многие из прав, которые предоставлены медицинскому персоналу, и возложенных на него обязанностей относят­ся непосредственно к медицинским работ­никам в прямом смысле слова.

Назначение медицинского персонала может быть как постоянным, так и временным. В последнем случае персонал может рассмат­риваться как «медицинский» только на время назначения. Но и при определенной, и при неопределенной продолжительности назна­чения он, чтобы пользоваться защитой, пре­дусмотренной для медицинского персонала, должен быть назначен исключительно для медицинских целей. При этом категорически запрещается пользоваться указанной защи­той в целях, например, коммерции и тем более для участия в боевых действиях.

Помимо медицинского персонала, принад­лежащего к одной из сторон в конфликте, предоставлять свои услуги в вооруженном конфликте может и иностранный медицин­ский персонал. Этот персонал может быть предоставлен в распоряжение стороны в конфликте государством, которое само не является стороной в конфликте, либо обще­ством помощи (таким, как Национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца) такого государства, либо рабо­тать под контролем МККК. На практике наиболее часто встречается последняя кате­гория медицинского персонала - то есть медицинские работники, предоставленные в распоряжение МККК Национальными об­ществами Красного Креста или Красного Полумесяца.

Медицинские работники, которых привле­кают к оказанию помощи при возникнове­нии конфликта, должны помнить, чтообязанностью государств и всех их граждан, независимо от рода деятельности, является строгое соблюдение положений Конвенций и Протоколов. Как граждане государства, связанного Конвенциями (а в случае некото­рых государств - и Дополнительными про­токолами), медицинские работники обязаны подчиняться требованиям этих документов вне зависимости от того, включены или нет указанные нормы во внутригосударственное законодательство их страны. Всякое несоб­людение этих норм есть правонарушение, которое может повлечь за собой санкции, о которых говорится далее. Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы медицинский пер­сонал хорошо знал свои обязанности и права, предусмотренные международным гуманитар­ным правом, и понимал, что он может, совер­шенно неожиданно и в любой момент, оказаться в ситуации, которая потребует от него осущест­вления этих прав и выполнения обязанностей.

Эти права и обязанности были установлены для того, чтобы медицинский персонал мог выполнять возложенные на него гуманные задачи, а именно - оказывать помощь жертвам вооруженных конфликтов, когда бы та­кие конфликты ни происходили.

Обязанности, возложенные на медицинский персонал, как мы увидим, прямо связаны с правами покровительствуемых лиц, вверенных его заботам. Так, обязанность гуманно обра­щаться с раненым связана с правом этого раненого на гуманное обращение; обязан­ность не подвергать ни одного военноплен­ного медицинским процедурам, противопо­казанным ему по состоянию здоровья, а так­же медицинским опытам, связана с правом военнопленного на уважение его физической и психической неприкосновенности.

Конвенции и Протоколы предоставляют ме­дицинскому персоналу права для того, чтобы тот мог выполнять свои гуманные задачи. Этот персонал представляет собой, так ска­зать, орудие защиты раненых и больных, и именно поэтому он пользуется особыми пра­вами. Более того, эти права непосредственно связаны с соответствующими обязанностями государства, к которому принадлежит меди­цинский персонал, а также сторон в конфлик­те. Так, право медицинского персонала на защиту связано, например, с обязанностью противника уважать этот персонал; подо­бным же образом право доступа Медицин­ского персонала к местам, где требуется его помощь, связано с обязанностью сторон в конфликте разрешать ему доступ в такие места.

Среди обязанностей, возложенных на меди­цинский персонал, следует выделить обязан­ности, требующие действия, и обязанности, требующие воздерживаться от действий. На­пример, медицинский работник обязан дей­ствовать, когда больной или раненый нужда­ется в помощи; однако медицинский работ­ник обязан также воздерживаться от некото­рых действий, а именно от таких, которые противоречат интересам пациента. С другой стороны, бездействие – т. е. неоказание дол­жной помощи больному – может представ­лять собой невыполнение медицинским пер­соналом своих обязанностей.

Среди признанных прав медицинского пер­сонала могут быть также выделены права, предполагающие определенные действия сторон в конфликте, такие, как оказание всевозможного содействия медицинскому персоналу для того, чтобы он мог как можно лучше выполнить свои задачи, и права, пред­полагающие обязанность сторон в конфлик­те воздерживаться от определенных действий, например, от применения репрессалий к ме­дицинскому персоналу.