III.Влияние общества и отношение к обществу

Что включало отношение к обществу? Отношение к согражданам.

 

-Оно проявлялось в публичном и приватном поведении.

Демократические Афины были сосредоточием публичной жизни: Агора, гимнасии, театр, праздники, игры- всё это были места общественного взаимодействия.

Приватное общение происходило в гимнасиях, во время дружеских пирушек, в клубах, объединениях и т.д.).

 

-Отношение к обществу включало и отношение к различным социальным группам, отношение к Другим.

 

-Отношение в обществе было связано с постоянным самоутверждением.

 

 

Отношение к обществу. Гомер

 

-Значимость отношения «я в глазах других» ставило ценность общества в разряд наиболее важных для человека. Многие исследователи называли античную культуру «культурой стыда». Сильнейший нравственный мотив, которым руководствовался гомеровский человек – не страх перед богом, не муки совести, но оценка поведения общественным мнением (айдос). «В подобном обществе все то, что вызывает в человеке осуждение или насмешки со стороны его соотечественников, все то, что способствует «потере лица» у него, воспринимается как невыносимое [ Тоддс]. При этом нужно было не просто соответствовать арете, но быть выделяющимся, лучшим, первым, быть героем.

 

У Гомера «цари» собираются под Трою не столько по политическим соображениям или призыву всесильного монарха, а потому, что героическая этика требует от них совершения подвигов, способных увековечить их собственную славу и славу их рода.

Чувство чести определяет всю линию поступков Ахиллеса и Гектора в бою, вплоть до последнего поединка у стен Трои.

При этом у Ахиллеса это «героический кодекс чести» индивидуалистической, аристократической морали. Поэтому он покидает поле боя, оскорбленный Агамемноном.

Чувство чести благородного воина обострялось в гомеровскую эпоху постоянными войнами и наличием рабства. Об этом красноречиво свидетельствует монолог Гектора в сцене прощания с Андромахой:

«Гектор, ты все мне теперь – и отец, и любезная матерь,

Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой прекрасный!

Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне,

Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою».

Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор:

«Всё и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный

Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой,

Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.

Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,

Твердо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью и сердцем,

Будет некогда день, и погибнет священная Троя,

С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама.

Но не столько меня сокрушает грядущее горе Трои,

Приама родителя, матери дряхлой, Гекубы,

Горе тех братьев возлюбленных, юношей многих и храбрых,

Сколько твое, о супруга! Тебя меднолатный ахеец,

Слезы лиющую, в плен повлечет и похитит свободу!

Вспомнишь ты мужа, который тебя защитил бы от рабства!

Но да погибну и буду засыпан я перстью земною

Прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!»

[2, Песнь 6, 429-471]

Честь и слава были важны в отношении всего рода. Бесчестье одного падало на весь род. Некоторые авторы называли это явление родовым коллективизмом.

Телемак – сын Одиссея, не имея сведений об отце, рассуждает так:

«Менее стал бы о нем я крушиться, когда бы он умер:

Если б в троянской земле меж товарищей бранных погиб он,

Иль у друзей на руках, перенесши войну здесь скончался,

Холм гробовой бы над ним был насыпан ахейским народом,

Сыну б великую славу на все времен он оставил…»

[2, Песнь первая, 235)

Вопрос чести (который станет основой рыцарской и дворянской этики) касался не только успеха или поражения в бою (отступление и бегство – позор), но и вопросов о наградах, добыче. Одним из видов добычи была женщина. Из-за этого возник конфликт Агамемнона и Ахиллеса, который из-за обиды отказался от участия в сражениях:

«Бросил друзей Ахиллес, и далеко от всех, одинокий,

Сел у пучины седой. И, взирая на понт темноводный,

Руки в слезах простирал, умоляя любезную матерь:

«Матерь! Когда ты меня породила на свет кратковечным,

Славы не должен ли был присудить мне высокогремящий

Зевс Эгиох. Но меня никакой не сподобил он чести!

Гордый могуществом царь, Агамемнон, меня обесчестил:

Подвигов бранных награду похитил и властвует ею»(2с23).

Честь и гордость, ощущение своего превосходства в силе, могуществе, бесстрашии и связанное с этим постоянное соперничество главные слагаемые образа «благородного воина».

Именно им отвечало поведение Одиссея, который был не только идеалом своего времени, но и эталоном мужественности и для рыцарей средневековья, и для «благородных воинов» на протяжении всей эпохи Нового времени.

 

 

Отношение к обществу в Афинах.

 

Центром, где развертывалось отношение к обществу в Афинах была Агора.(центральная площадь)

Греки употребляли выражения, связанные с агорой: «в час, когда агора полна» (т. е. где-то между десятью часами и полуднем), и т. п. На агору отправлялись по самым разным причинам: на Собрание или в суд, вести тяжбу, за покупками, отдохнуть в тени портиков. Кроме того, там удобнее всего было узнать последние новости – либо на самой площади, либо в лавчонках вокруг. Агора была также местом бесед: заведения на площади обычно посещали не только ради покупок или наведения красоты, но и для того, чтобы поболтать.

Тот, кто не ходил на агору, считался в полисе маргиналом: так, Аристогитон, изображен Демосфеном самыми черными красками – ему несвойственно человеколюбие, он необщителен, – «не ходит ни в какие заведения цирюльников или парфюмеров, ни в какие лавки» [11, с. 51-52].

На агоре не просто узнавали новости и болтали, но и вели политические споры: ораторы, хотевшие, чтобы их услышали, должны были выступать в общественном месте. Именно на агоре, особенно в IV в. до н. э., сходились до или после собраний.

Агора выполняла уникальную роль, будучи одновременно пространством для обмена мнениями, местом политических собраний, национальным музеем, центральной точкой, где сходилось большинство видов общинной деятельности и где формировались представления о том, что хорошо, а что плохо, какой тип поведения востребован в обществе на данный момент.