III.Влияние общества и отношение к обществу
Что включало отношение к обществу? Отношение к согражданам.
-Оно проявлялось в публичном и приватном поведении.
Демократические Афины были сосредоточием публичной жизни: Агора, гимнасии, театр, праздники, игры- всё это были места общественного взаимодействия.
Приватное общение происходило в гимнасиях, во время дружеских пирушек, в клубах, объединениях и т.д.).
-Отношение к обществу включало и отношение к различным социальным группам, отношение к Другим.
-Отношение в обществе было связано с постоянным самоутверждением.
Отношение к обществу. Гомер
-Значимость отношения «я в глазах других» ставило ценность общества в разряд наиболее важных для человека. Многие исследователи называли античную культуру «культурой стыда». Сильнейший нравственный мотив, которым руководствовался гомеровский человек – не страх перед богом, не муки совести, но оценка поведения общественным мнением (айдос). «В подобном обществе все то, что вызывает в человеке осуждение или насмешки со стороны его соотечественников, все то, что способствует «потере лица» у него, воспринимается как невыносимое [ Тоддс]. При этом нужно было не просто соответствовать арете, но быть выделяющимся, лучшим, первым, быть героем.
У Гомера «цари» собираются под Трою не столько по политическим соображениям или призыву всесильного монарха, а потому, что героическая этика требует от них совершения подвигов, способных увековечить их собственную славу и славу их рода.
Чувство чести определяет всю линию поступков Ахиллеса и Гектора в бою, вплоть до последнего поединка у стен Трои.
При этом у Ахиллеса это «героический кодекс чести» индивидуалистической, аристократической морали. Поэтому он покидает поле боя, оскорбленный Агамемноном.
Чувство чести благородного воина обострялось в гомеровскую эпоху постоянными войнами и наличием рабства. Об этом красноречиво свидетельствует монолог Гектора в сцене прощания с Андромахой:
«Гектор, ты все мне теперь – и отец, и любезная матерь,
Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой прекрасный!
Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне,
Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою».
Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор:
«Всё и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный
Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой,
Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.
Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,
Твердо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью и сердцем,
Будет некогда день, и погибнет священная Троя,
С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама.
Но не столько меня сокрушает грядущее горе Трои,
Приама родителя, матери дряхлой, Гекубы,
Горе тех братьев возлюбленных, юношей многих и храбрых,
Сколько твое, о супруга! Тебя меднолатный ахеец,
Слезы лиющую, в плен повлечет и похитит свободу!
Вспомнишь ты мужа, который тебя защитил бы от рабства!
Но да погибну и буду засыпан я перстью земною
Прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!»
[2, Песнь 6, 429-471]
Честь и слава были важны в отношении всего рода. Бесчестье одного падало на весь род. Некоторые авторы называли это явление родовым коллективизмом.
Телемак – сын Одиссея, не имея сведений об отце, рассуждает так:
«Менее стал бы о нем я крушиться, когда бы он умер:
Если б в троянской земле меж товарищей бранных погиб он,
Иль у друзей на руках, перенесши войну здесь скончался,
Холм гробовой бы над ним был насыпан ахейским народом,
Сыну б великую славу на все времен он оставил…»
[2, Песнь первая, 235)
Вопрос чести (который станет основой рыцарской и дворянской этики) касался не только успеха или поражения в бою (отступление и бегство – позор), но и вопросов о наградах, добыче. Одним из видов добычи была женщина. Из-за этого возник конфликт Агамемнона и Ахиллеса, который из-за обиды отказался от участия в сражениях:
«Бросил друзей Ахиллес, и далеко от всех, одинокий,
Сел у пучины седой. И, взирая на понт темноводный,
Руки в слезах простирал, умоляя любезную матерь:
«Матерь! Когда ты меня породила на свет кратковечным,
Славы не должен ли был присудить мне высокогремящий
Зевс Эгиох. Но меня никакой не сподобил он чести!
Гордый могуществом царь, Агамемнон, меня обесчестил:
Подвигов бранных награду похитил и властвует ею»(2с23).
Честь и гордость, ощущение своего превосходства в силе, могуществе, бесстрашии и связанное с этим постоянное соперничество главные слагаемые образа «благородного воина».
Именно им отвечало поведение Одиссея, который был не только идеалом своего времени, но и эталоном мужественности и для рыцарей средневековья, и для «благородных воинов» на протяжении всей эпохи Нового времени.
Отношение к обществу в Афинах.
Центром, где развертывалось отношение к обществу в Афинах была Агора.(центральная площадь)
Греки употребляли выражения, связанные с агорой: «в час, когда агора полна» (т. е. где-то между десятью часами и полуднем), и т. п. На агору отправлялись по самым разным причинам: на Собрание или в суд, вести тяжбу, за покупками, отдохнуть в тени портиков. Кроме того, там удобнее всего было узнать последние новости – либо на самой площади, либо в лавчонках вокруг. Агора была также местом бесед: заведения на площади обычно посещали не только ради покупок или наведения красоты, но и для того, чтобы поболтать.
Тот, кто не ходил на агору, считался в полисе маргиналом: так, Аристогитон, изображен Демосфеном самыми черными красками – ему несвойственно человеколюбие, он необщителен, – «не ходит ни в какие заведения цирюльников или парфюмеров, ни в какие лавки» [11, с. 51-52].
На агоре не просто узнавали новости и болтали, но и вели политические споры: ораторы, хотевшие, чтобы их услышали, должны были выступать в общественном месте. Именно на агоре, особенно в IV в. до н. э., сходились до или после собраний.
Агора выполняла уникальную роль, будучи одновременно пространством для обмена мнениями, местом политических собраний, национальным музеем, центральной точкой, где сходилось большинство видов общинной деятельности и где формировались представления о том, что хорошо, а что плохо, какой тип поведения востребован в обществе на данный момент.