Категории и виды документов по стандартизации в переходный период

Документы по стандартизации РФ

До вступления в силу закона «О техническом регулировании» в РФ в зависимости от сферы деятельности выделялись следующие основные категории стандартов:

- стандарты РФ - ГОСТ Р;

- межгосударственные - ГОСТ;

- отраслевые - ОСТ;

- стандарты предприятий - СТП;

- технические условия - ТУ;

- стандарты технических обществ — СТО.

Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Госстандартом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Стандарт предприятия (СТП) - стандарт, разработанный на продукцию, услугу или процесс по инициативе предприятия-поставщика (разработчика, изготовителя) и утвержденный им.

Стандарты могли рассматриваться как комплексы.

Комплекс стандартов - совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью на нормативное обеспечение решения определенной научно-технической или социально-экономической проблемы и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Например, ЕСКД, ЕСТД, ЕСДП, ЕСТПП, безопасность труда, охрана природы и др.

Технические условия (ТУ) - нормативный документ на конкретную продукцию или услугу, утвержденный предприятием-поставщиком и потребителем по взаимному согласию.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей (например стандарты ИСО, МЭК).

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и применяемый ими непосредственно. Эти стандарты относятся к региональным.

К государственным стандартам приравнивались классификаторы технико-экономической информации, государственная фармокопия, санитарные нормы и правила.

Понятно, что со вступлением в силу закона «О техническом регулировании» систему техниче­ского регулирования моментально изменить невозможно. Поэтому до тех пор, пока не будутразработаны и утверждены необходи­мые технические регламенты, все ранее действовавшие — постановления правительства и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти остаются в силе. Но только в этот период. По истечении семи лет нормативно-правовые акты министерств и ведомств, а также обязательные положения государственных стандартов теряют свою силу, даже в том случае, если нет соответствующих технических регламентов.

После июня 2010 года нормативными документами в области стандартизации, используемыми на терри­тории Российской Федерации, признаются только (ст. 13 Закона «О техническом регулировании»):

• национальные стандарты;

• технические регламенты

• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области
стандартизации;

• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и соци­альной информации;

• стандарты организаций.

С вступлением в силу Федерального закона «О тех­ническом регулировании» наступает новый этап раз­вития стандартизации в России, который характеризу­ется изменением статуса стандартов. Государственные стандарты из основного инструмента государственно­го технического регулирования трансформируются в российские национальные стандарты — признанные обществом, но добровольные для применения техни­ческие правила, которые способствуют соблюдению обязательных требований, устанавливаемых в техни­ческих регламентах.

Технический регламент является новой категорией нормативных документов.Согласно закону— это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В ст. 15 закона «О техническом регулировании» определено, что в национальную систему стандартизации входят также нацио­нальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения,