Функциональные особенности.

ПЛАН.

Лекция № 4.

Тема: «Период грудного возраста. Анатомо - физиологические особенности нервной системы. Рефлексы новорожденного. Психомоторное развитие ребенка первого года жизни. АФО костно - мышечной системы . Физическое развитие детей».

  1. АФО нервной системы.
  2. Рефлексы новорожденного.
  3. Психо-моторное развитие ребенка первого года жизни.
  4. АФО костной системы.
  5. АФО мышечной системы.
  6. Физическое развитие ребенка.

 

1. Нервная система. Анатомо-физиологические особенности.

Нервная система должна обеспечить согласованную деятельность органов и систем. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована.

К моменту рождения нервная система имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.

Морфологические особенности.

Головной мозг у новорожденного относительно велик - составляет 1/8 массы тела (у взрослого - 1/40).

Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно.

Нервных клеток столько же , сколько у взрослого, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков.

Ткань мозга богата водой, содержит мало белка.

Головной мозг богато кровоснабжен.

Повышена проницаемость гемато-энцефалического барьера.

Спинной мозг у ребенка более сформирован (к 2-м годам строение его такое же, как у взрослого).

Спинной мозг новорожденного относительно длинный (доходит до 3-4 поясничного позвонка).Спинно-мозговая пункция проводится ниже, чем у взрослого.

Соответственно морфологическим особенностям у ребенка имеется и ряд функциональных особенностей.

1. С момента рождения ребенок имеет ряд безусловных рефлексов, которые осуществляют приспособление организма ребенка к окружающей среде.

 

Безусловные рефлексы.

Поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера при поглаживании около рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя и приоткрывает рот.

Сосательный рефлекс- сосок или палец помещенный между губами плотно захватывается.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина-при одновременном надавливании на ладони ребенок открывает рот, слегка нагибает голову, иногда высовывает язык и закрывает глаза. Не вызывается при поражении ЦНС и в первую очередь при нарушениях мозгового кровообращения.

Рефлекс обхватывания или объятия /Моро/. Состоит из двух фаз: 1-разведение рук, П- их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появление говорят о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.

Хватательный рефлекс Робинсона-при надавливании на ладони пальцы сжимаются. Иногда ребенка можно поднять вверх. Нарушение мозгового кровообращения дают ослабление хватательного рефлекса.

Подошвенный рефлекс- надавливание на середину подошвы приводит к сгибанию пальцев ног.

Рефлекс Бабинского-при раздражении наружного края подошвы возникает разгибание большого пальца с веерообразным раскрытием остальных пальцев.

Рефлекс опоры или выпрямления -первая фаза при дотрагивании до стола ребенок отдергивает ноги, подтягивая их к животу. Вторая фаза ноги выпрямляются и плотно всей стопой упираются о поверхность стола.

Автоматическая походка или шаговой рефлекс-при легком наклоне кпереди и упоре стоп ребенок начинает делать шаговые движения.

Рефлекс ползания / Бауэра /- в положении на животе, при упоре на стопы новорожденного ,он начинает делать плавающие движения руками и ногами и ползти вперед.

Рефлекс Галанта-при движении пальцем сверху вниз, сбоку от позвоночника туловище изгибается дугой, конечности на стороне раздраженно сгибаются. Рефлекс снижен или отсутствует при параличах.

Рефлекс Переса- вызывается надавливанием со скольжением по остистым отросткам позвонков снизу вверх. Ноги ребенка сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается.

 

Условные рефлексы . Становление 2 сигнальной системы

На базе безусловных рефлексов у ребенка происходит выработка условных рефлексов, имеющих основное значение в жизни человека (т.е. формируется 1-ая сигнальная система).

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время ( он почти все время спит).

В начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов, что свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию - установление связи организма с окружающей средой.

Вначале условные рефлексы элементарные, но уже на 3-4 месяце они значительно усложняются.

Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности:идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи устойчивы . Ребенок сравнительно быстро приобретает определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств (органы слуха, зрение, обоняние, осязания, вкуса).

Вкус - достаточно развит. Ребенок различает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие).

Обоняние - развито хуже. Различает только резкие запахи.

Слух - слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.

Зрение - видит. Нередко отмечается косоглазие и нистагм ( исчезает к 1/2 - 1 мес.). Слезы появляются с 2-х месяцев. Мигание редкое. Взгляд начинает фиксировать с 3-х месяцев.

Вторая сигнальная система - речь начинает формироваться с 2-3-х месяцев (ребенок начинает гулить). Эти речевые звуки - зачатки будущей речи. Речь как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, т.е с 6 месяцев. (произносит отдельные слоги, слова). Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни.

Надо помнить, что речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно с ребенком говорить правильно.