Древнегреческий театр

 

Процесс формирования монументального те­атрального сооружения неотделим от процесса развития греческой драмы, возникшей из при­митивных сельских игрищ и хороводов, свя­занных с культом Диониса. Основными эле­ментами театрального сооружения являлись: орхестра – круглая площадка для хора (часто с алтарем посредине), скена – первоначальная палатка для переодевания актера и театрон – места для зрителей, располагавшиеся полу­кругом вокруг орхестры, для чего обычно ис­пользовался склон холма. Временные деревян­ные помосты для зрителей сооружались, по-ви­димому, уже в VI в. до н. э. Замена их камен­ными сиденьями началась в V в. до н. э., но в основном строительство всех элементов теат­ра из камня относятся к III в. до н. э.

Театрон первоначально имел неправильную форму, но уже в конце V в. до н. э. скамьи стали рас­полагаться по окружности. Обычно театрон охватывал немногим более полуокружности. Места для зрителей разделялись ступенчатыми проходами на клинья, а по торцам, у скены, заканчивались подпорными стенками. Вслед­ствие большой емкости греческих театров, вме­щавших обычно все свободное население поли­са театрон до­стигал значительных размеров (более 140 мв диаметре). Поэтому ряды расчленялись еще горизонтальными проходами. Первые ряды, состоявшие обычно из нарядно обработанных кресел, предназначались для почетных граж­дан общины.

Наиболее сложным элементом театра явля­лась скена. Чаще всего это было двухэтажное здание, отделенное от театрона проходами. По бокам скены предусматривались выступы (в эпоху эл­линизма они исчезают). В IV и III в. до н. э. перед скеной появляется пристройка – проскений. Его перекрытие (логейон), ставшее со II в. до н. э. основным местом выступления актеров, находилось на одном уровне с поясом второго этажа скены и опиралось на столбы, обработанные полуколоннами.

Оформление театрального действия обычно было несложным. Декорации располагались на съемных щитах, устанавливаемых в прое­мах проскения. По бокам скены устанавлива­лись также треугольные вращающиеся приз­мы, на сторонах которых изображались раз­личные декорации, быстро сменявшиеся по хо­ду пьесы. Из технического оборудования во время представления употреблялись подъемная машина и выдвигавшаяся из двери площадка, служившая для показа того, что происходит «за сценой».

Изменения в театральном действии, количе­стве актеров и месте игры, связанные с разви­тием греческой драмы, отражались в архитек­туре театра и являлись, по-видимому, причиной многочисленных перестроек, которым подвер­гались с течением времени греческие театраль­ные скены.

Во время праздников театр не имел никаких украшений. Для постановки драмы на скене воздвигали легкую перегородку с рядом дверей. Расписанные декорации вывешивались на эту перегородку. Вся мизансцена носила условный характер: дверь, в которую входил персонаж, указывала на его роль в постановке. Декорации сводились к нескольким навесным картинам. Позднее для сцены стали строить двухэтажное сооружение.

Древнегреческие театры поражают своей безупречной акустикой. Самый легкий шорох доносился с орхестры до верхних рядов театрона. Видимо, это зависело от формы театрона и от умелого размещения его на склоне горы. Солнце прогревало каменную орхестру и долину перед ней. Потоки горячего воздуха от нагретых плит поднимались вверх по ступеням театрона и усиливали звук: «Голос есть текучая струя воздуха, которая, соприкасаясь со слухом, ощущается им. Голос двигается по бесконечно расширяющимся окружностям, подобно тем бесчисленным кругам волн, какие возникают на спокойной воде, если бросить в нее камень, и которые распространяются, расходясь из центра, как только могут шире, если их не прерывает теснота места или какие-либо препятствия, мешающие завершиться очертаниям этих волн. Если же они прерываются препятствиями, то первые из них, отливая назад, расстраивают очертания последующих. Таким же образом и голос совершает круговые движения; но на воде круги двигаются по поверхности лишь в ширину, а голос распространяется не только вширь, но постепенно восходит ввысь. Поэтому то, что происходит с очертаниями волн на воде, относится и к голосу: если никакое препятствие не прерывает первую волну, она не расстраивает ни вторую, ни последующие, но все они без всякого отражения доходят до ушей и самых нижних, и самых верхних зрителей…. Ради этого древние архитекторы, идя по стопам природы, строили ступени театров на основании исследования восходящего голоса и путем математической каноники и теории музыки старались, чтобы всякий звучащий со сцены голос доходил до ушей слушателей отчетливее и приятнее…» [Витрувий, V, 3]. Силу звука увеличивали также при помощи горшков-резонаторов, которые были вмонтированы в конструкцию трибун. Со ступеней театрона открывался прекрасный вид на городскую застройку или природный ландшафт, которые превращались в продолжение театральной декорации.

Самый большой театр Греции в Мегалополе вмещал до 44 тыс. зрителей: «По ту сторону реки, в южной части города [Мегалополя], замечателен театр, величайший из эллинских театров, и в нем – неиссякающий источник воды…» (Павсаний, VIII, 32, 1). Наиболее выдающимися театраль­ными сооружениями IV в. до н. э. являются театр Диониса в Афинах и театр в Эпидавре.

 

Театр Диониса в Афинах возник еще в VI в до н. э., но получил монументаль­ное оформление лишь в IV в. до н. э. Располо­женный на неровных скалах южного склона Акрополя, театрон имел общую неправильную форму плана, хотя ряды зрителей (всего 78 рядов) были расположены по кругу. Театр вмещал около 17 тыс. чело­век (рис. 3.55).

 

a б

Рис. 3.55. Театр Диониса в Афинах: a – вид с Акрополя;

б – театрон (места для зрителей) с мраморными сиденьями. Мраморный трон с надписью

 

Театрон имел два кольцевых прохода, верхний из которых находился на 22,5 м выше уровня орхестры. Первый ряд, состоявший из мраморных кресел, предназначался для почет­ных граждан. Орхестра имела около 19 м в по­перечнике. С южной стороны к скене примы­кала стоя, служившая, по-видимому, фойе (рис. 3.56).

 

 

 

Рис. 3.56. Театр Диониса в Афинах, V-IV вв. до н.э. Орхестра. Театрон

Театр в Эпидавре (Пелопоннес) был одним из красивейших в Греции. Его театрон, расположенный по склону холма, разделен кольцевым проходом на две части. Нижняя, имевшая 32 ряда, со­стояла из 12 клиньев. Верхняя часть имела 20 рядов и делилась на 22 клина. Орхестра диаметром около 12 мне имела мощения. Ске­на состояла из трех помещений. Проскений (с выступами по бокам) был украшен иониче­скими полуколоннами. Входы в театр были об­работаны в виде парадных ворот (рис. 3.57).

 

 

Рис. 3.57. Театр в Эпидавре, вторая половина IV в. до н.э. Зодчий Поликлет Младший

«На участке святилища у эпидаврийцев есть и театр, по моему мнению, весьма замечательный. Римские театры превосходят все театры в мире своей отделкой, а по величине эпидаврский театр уступает аркадскому в Мегалополе, но по красоте и гармонии разве может какой архитектор сравниться с Поликлетом? Поликлет был строителем этого театра и упоминавшегося круглого здания [Фолоса]…» (Павсаний, II, 27, 5).

Этот театр замечателен и своими пре­красными акустическими свойствами: «Театр, сооруженный в 350-330 гг. до н. э. Поликлетом Младшим и рассчитанный на 14 тысяч зрителей, поражает своей безупречной акустикой. Самый легкий шорох доносится с орхестры до верхних рядов. Видимо, причина этого заключается не только в точно найденных формах амфитеатра, но и в том, как умело помещен этот амфитеатр на склоне горы. Перед ним внизу лежит каменистая долина, и, вероятно, потоки теплого воздуха от нагретых солнцем камней, скользящие вверх по ступеням амфитеатра, играют немалую роль в звуковых эффектах…. Что касается стадиона, то он мастерски расположен в узкой долине. По ее дну проложена полоса для упражнения атлетов, а часть скамей для зрителей высечена прямо в склонах…» [28, С. 71].