Тема: Информационные технологии для качественного и доступного образования.

Лекция 1

Пользователи бухгалтерской информации

Государственные органы
Налоговая инспекция Финансовая инспекция

                             
   
 
   
руководство и специалисты подразделений
   
 
 
   
 
   
   
 
 
   
 
   
 
 
акционеры, сторонние

 

 


Советы
директоров акционеров

 

 

Цель: Ознакомить студентов с информационными технологиями, позволяющими сделать образовательный процесс более доступным.

О роли исторического опыта.Стремительное вхождение в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий (ме­нее чем за поколение) стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию гло­бальной сети Интернет. Происходящие перемены имеют только один исторический аналог из всех открытий, ранее оказавших влия­ние на всемирный обмен информацией и знаниями (телефон, радио, телевидение), аналогичное влияние на жизнь общества оказало изобретение Иоганном Гутенбергом в 40-х гг. XV в. пе­чатного станка.

В чем же была сущность того открытия в контексте рассматри­ваемой проблемы? Печатный станок решительно изменил мир: обеспечил быстрое создание и распространение материалов, спо­собствовал усовершенствованию и унификации шрифтов, чем значительно облегчил чтение — печатных книг по сравнению с рукописями. Книги становились дешевле, а число издательств бы­стро увеличивалось. К примеру, через 30 лет после изобретения печатного станка только в Венеции, бывшей тогда одним из при­знанных европейских культурных и торговых центров, в типогра­фиях работало более 150 станков. Все это, безусловно, способ­ствовало более широкому распространению знаний и, соответ­ственно, большей доступности образования, достижений науки и культуры.

В дальнейшем открытие Гутенберга повлекло за собой развитие форм связи, оперативного обмена информацией — от газет до телевидения и Интернет.

Необходимо отметить (это важно для наших аналогий), что открытие Гутенберга появилось не на пустом месте, так как кон­цепция книгопечатания уже существовала и осуществлялась пу­тем изготовления фиксированных форм для целых страниц. Одна­ко такая технология делала книги очень дорогими. В то же время в обществе уже объективно существовала потребность в более эф­фективной технологии книгопечатания для сохранения и переда­чи все возрастающего объема накопленных человечеством знаний. Изобретение подвижных литер и соединение воедино уже извест­ных технологий изготовления красок и собственно пресс-печати и привело к одному из наиболее важных открытий в истории че­ловеческой культуры.

Библия Гутенберга была издана в 1456 г., «Апостол» Ивана Федорова — в 1564 г., вскоре в Европе было уже множество книж­ных магазинов, что знаменовало огромный скачок в распростра­нении знаний. Знакомство все большего числа людей с передовы­ми идеями таких мыслителей, как Мартин Лютер, Вольтер, Мон­тескье, в свою очередь, способствовало распространению нового взгляда на место отдельного человека в обществе.

Таким образом, отметим следующее.

1. Печатный станок как своевременное изобретение вошел в жизнь в течение очень короткого периода.

2. В технологии книгопечатания использовался принцип работы с элементарными единицами информации — лите­рами, а также наиболее доступный в то время энергетический — механический — подход.

3. В течение очень короткого времени использование этого изоб­ретения стало оказывать существенное влияние на религию, нау­ку, образование, культуру, межчеловеческие коммуникации, в ко­нечном счете, и на политику.

Параллели с тем, что мы наблюдаем сегодня в связи с бурным развитием информационных и телекоммуникационных техноло­гий, достаточно очевидны:

1. Новые информационные и коммуникационные технологии, связанные с изобретением персонального компьютера и сети Интернет, вошли в жизнь общества очень быстро, в течение жизни одного поколения.

2. Простоте концепции работы с информацией (на уровне эле­ментарных битов) сопутствует, тем не менее, возможность работы с изображениями, звуком, мультимедиа. Микроэлектронная база использует при этом самые дешевые и доступные виды энергии.

3. И, соответственно, изменив способы и расширив возможности коммуникаций, новые технологии уже влияют и, видимо, будут все в большей степени влиять на науку, образование, культуру, политику.

Как пять столетий тому назад, так и в наше время возрастание объема накопленных человечеством знаний и быстрое обществен­ное развитие представляют собой основные движущие силы со­вершенствования и обогащения человеческих и общественных коммуникаций на основе передовых технологий своего времени.

Система образования и новые информационные и коммуникаци­онные технологии.Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле со­вершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух де­сятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе вне­дрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Интернет. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и «интернетизации», потребуется не только современное техни­ческое оснащение учебных заведений, но и соответствующая под­готовка педагогов и организаторов системы образования.

Казалось бы, в этом нет ничего принципиально нового, и по­требуется только расширить рамки уже достигнутого: в педагоги­ческих вузах налажена подготовка учителей соответствующего про­филя, в школах, оснащенных компьютерами, проводятся уроки информатики, а администраторы учебных заведений, не говоря уже о руководителях системы образования муниципального уров­ня, считают наличие персонального компьютера на своем столе естественным и необходимым.

Однако все далеко не так просто, и при более внимательном рассмотрении здесь обнаруживается весьма принципиальное про­тиворечие — между качеством и доступностью образования. Так, для каждого педагога, будь то школьный учитель или вузовский преподаватель, главная цель — обеспечение качества образова­ния, чему в большой степени может способствовать использова­ние информационных и коммуникационных технологий. В то же время для руководителя помимо качества очень важной задачей является организация максимально широкого доступа к имеюще­муся оборудованию и другим учебным ресурсам. И зачастую вме­сто обеспечения доступного качественного образо­вания делается выбор в пользу решения только одной из этих задач. Поскольку определяющим является рассмотрение соответ­ствующих проблем на этапе подготовки педагогических кадров, остановимся более подробно на ситуации, сложившейся в систе­ме высшего образования.

Совершенствование качества и доступности высшего образова­ния. Применение информационных и коммуникационных техно­логий в высшем образовании традиционно сводится к двум ос­новным направлениям. Первое состоит в использовании возмож­ностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообше недоступен. Необходимо сказать, что такая дистанционная форма обучения встре­чает множество возражений. Ее противники справедливо отмеча­ют, что будущие студенты будут лишены всего того, что требует­ся для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с препо­давателями и другими студентами на семинарах и в неофициаль­ной обстановке.

Второе направление предполагает использование информаци­онных технологий для изменения того, чему учить и как учить, т. е. содержания и способов обучения в рамках традиционной оч­ной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, свя­занная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества наиболее успевающим, активным и способным студентам, не влияя на уровень подготовки основной массы. Подобная ситуация может быть связана, например, с тем, что используемые технологии не адаптированы для системы обра­зования и работа с ними требует специальной подготовки. Иными словами, может оказаться так, что внедрение информационных технологий в обучение на практике способствует росту или доступ­ности образования, или его качества, — но для избранных. В то время как потребность общества состоит, естественно, в получе­нии и доступного, и качественного образования.

Действительно, между доступностью образования и его каче­ством существуют вполне объяснимые противоречия. Ключевые образовательные ресурсы всегда присутствуют в строго ограни­ченном количестве и имеют совершенно определенный денеж­ный эквивалент: места в аудитории, книги в научной библиотеке, лабораторное оборудование, квалифицированные преподава­тели. Что предпочтительнее концентрировать или распылять эти ресурсы, улучшать качество или расширять доступность? Или, быть может, так поднять цену образования, чтобы стало возможным обеспечение всеми необходимыми ресурсами каждого из много­численных студентов? На первый взгляд видны только такие пути развития образования.

Тем не менее одновременное улучшение качества и рас­ширение доступности образования возможно — история знает, по крайней мере, две таких, по своему существу, революции. Од­нако проблема состоит в том, что, как и в любых революциях, если что-то становится более доступным для многих, кто-то это­го же лишается. То же с качеством и доступностью — улучшение в одном направлении подчас приводит к ухудшению в другом.

Две предыдущие революции одновременно расширили возмож­ности образования как системы, добавив новые средства и изме­нив ее структуру. Был осуществлен переход:

• от устного диалога времен Сократа — к образовательным формам, которые включили чтение и письмо;

• от независимых ученых времен раннего Средневековья, обу­чающих независимых учеников тогда, когда им заблагорассудит­ся, — к новой образовательной структуре, в которой организо­ванные ученые и студенты работают вместе в пределах универси­тета, колледжа, а учителя и ученики объединены в стенах школы.

Представим себе наставника, обучающего маленькую группу своих учеников только с помощью устных объяснений и обсужде­ний. И вот теперь те же педагог и обучаемые (школьники, студен­ты) смогли положиться также на чтение и письмо. Безусловно, это значительно расширило доступность образования. Слова и мысли преподавателя, ученого, мыслителя доходили уже не толь­ко до маленькой группы учеников, которым посчастливилось при­сутствовать в нужное время в нужном месте. Сотни учеников, а в конечном счете сотни миллионов учеников смогли изучать Пла­тона спустя тысячелетия после его смерти. Чтение, письмо и, без­условно, добавившийся позднее печатный станок заложили ос­нову для значительного увеличения масштабов образования даже при увеличении расстояния между учеником и педагогом. Можно сказать, что дистанционное обучение появилось на свет в тот мо­мент, когда учитель дал ученику рукопись и сказал: "Иди и читай».

Благодаря этому «расстоянию» каждый умеющий читать уче­ник мог теперь изучить большее число предметов. В пределах каж­дой предметной области ученики получили возможность позна­комиться с большим количеством суждений, версий, фактов. За знания ученика уже не нес ответственности только его непосред­ственный преподаватель. Как это ни парадоксально, но такой рост расстояния между обучаемым и преподавателем помог улучшению их диалога. Ведь не всякий ученик или студент готов сразу включиться в равноправное общение с преподавателем, а читате­ли могут не торопиться интерпретировать вопрос преподавателя или автора книги, а думать над составлением ответа в приемле­мом для них темпе. И подготовка к семинару с предшествующим чтением и записями только обогащает устный обмен мнениями.

Однако эти достоинства повлияли на стоимость образования. И хотя значительное количество учеников получило лоступ к раз­мышлениям ученых, тол ько чтение не гарантировало понима­ния и, соответственно, получения знания. Ведь узнать, понял ли читатель автора, невозможно без диалога между ними. Те, кто был неграмотен, также теряли всякий доступ к образованию как учи­телю для многих, не имея возможности стать учеником, получа­ющим знания из рукописей и книг. Но достижения, связанные с ростом доступности и качества образования и, соответственно, новым уровнем культуры, несопоставимы с отмеченными отри­цательными моментами.

Почти через два тысячелетия после первой вторая революция собрала воедино научные ресурсы, преподавателей и студентов. Лекционные залы и библиотеки — суть тех механизмов, которые дали новый толчок к росту доступности и качества образования, поскольку интеллектуальные ресурсы были не просто собраны, но и организованы в специальные, способствующие их развитию и сохранению, структуры, в рамках которых научные исследова­ния и обучение тесно переплелись. Получение образования оказа­лось теперь жестко связанным не только с местом, но и временем его получения, и это соединение в сочетании с коллективным творчеством оказали фундаментальное воздействие на наши пред­ставления об организации взаимосвязи исследовательской работы и обучения. Высшее образование стало представлять государствен­ную ценность, появилось понятие университетского города. Ко­нечно, такие преобразования имели свою цену. Наряду с принци­пиальным увеличением доступа для кого-то образование стано­вилось невозможным, например, потому, что концентрация на­учных сил в университетских городах способствовала разрушению научных школ на местах. Возникли проблемы преподавания, свя­занные с распространением лекционной фирмы работы в боль­ших аудиториях: пассивность студентов, потеря контакта со слу­шателями у лекторов.

Если то, что происходит в плане информатизации образова­ния, можно назвать «третьей революцией», то здесь отчетливо просматриваются параллели с первыми двумя. Признаки этого третьего круга совершенствования доступности и качества обра­зования легко заметить:

1) новые формы представления информации. Непосредствен­ная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изоб­ражения, анимацию, звук и видеофрагменты, передается с помошью сети Интернет или других телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диски;

2) новые библиотеки. Возрастает объем и достижимость интел­лектуальных ресурсов. Интернет в сочетании с электронными ката­логами библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени. Конечно, такие библиотеки не предоставляют полного доступа к хранящейся в них информации;

3) новые формы учебных занятий. Если первая революция из­менила семинар, добавив к устной форме необходимость чтения и ведения записей, а вторая революция обогатила учебный про­цесс благодаря лучшей его организации, то в настоящее время появилась совершенно новая возможность асинхронной, но в то же время совместной работы студентов и преподавателей в режи­ме виртуальных семинаров и лабораторий. Для ряда студентов та­кие формы работы более благоприятны, нежели традиционные, поскольку позволяют им лучше раскрыть свои возможности, ра­ботая по удобному для них графику и не сталкиваясь с лишними замечаниями;

4) новые структуры образования. Чтение и письмо способство­вало появлению потребности в переписчиках рукописей, библио­текарях, а позднее — в печатниках и издателях. Появление уни­верситетской структуры образования потребовало как админист­ративных усилий по поддержанию их деятельности, так и допол­нительных штатов, обеспечивающих функционирование научных лабораторий. Сегодня для придания образованию новых возмож­ностей существующие структуры должны быть дополнены систе­мами телекоммуникаций и иметь специалистов, обладающих не­обходимой компетентностью для внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Говоря об образовательной среде как о совокупности тех ре­сурсов, учебных материалов, оборудования, технологий, которы­ми располагают педагоги и обучаемые, необходимо отметить, что каждая из рассмотренных революций коренным образом расши­ряла и изменяла текущее состояние этой среды. На каждом из этапов соответствующие технологии оказывали помощь как педа­гогам, так и обучаемым, способствовали появлению и развитию новых форм и методов обучения, научных направлений и специ­альностей, меняли отношения системы образования и общества.

Применение этих технологий помогало и унифицировать, и разнообразить учебные ресурсы. Столь похожее влияние оказали совершенно несхожие технологии, определявшие особенности каждой из трех революций. Бумага, перо и печатный станок — в первой; классные комнаты, лекционные аудитории, лаборатории и библиотеки — во второй; микропроцессоры и телекоммуника­ции — в третьей.

Однако сами по себе технологии, будь то бумага, аудитория или компьютер, не несут никаких перемен. Последствия их при­менения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптималь­ных путей внедрения информационных и коммуникационных тех­нологий в образование стоит обратиться к тому огромному опы­ту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий двух первых революций, с целью повышения качества и расширения доступности образо­вания в современных условиях.

Как обеспечить качество доступного образования. Методы ди­станционного обучении сейчас становятся актуальными не толь­ко для высшего или профессионального образования. Так, эти методы предполагается использовать и для профильного обуче­ния учащихся старших классов. Обычно программы дистанцион­ного образования нацелены на организацию максимально широ­кого доступа к нему и имеют весьма нечеткие требования к каче­ству обучения. Что же необходимо такой программе для создания предпосылок к усовершенствованию качества, даже по сравне­нию с традиционными формами обучения? Можно сформулиро­вать ряд вполне обоснованных требований.

1. Расширение круга обучаемых должно оправдывать вложен­ные средства, поскольку для дистанционного обучения даже не­большой группы потребуется создание дополнительных (по срав­нению с традиционной формой) условий. Затраченные средства должны при этом способствовать созданию образовательного про­странства, превосходящего по своим возможностям то, что пред­лагает традиционное учебное заведение.

2. Должна быть создана интернет-библиотека с наглядно структу­рированным представлением информации, для чего потребуется также разработка специализированного программного обеспече­ния, облегчающего педагогам и обучаемым поиск в сети Интернет, формирование индивидуального образовательного пространства, включающего наряду со ссылками на найденные в библиотеке источники дополнительные электронные ресурсы (базы данных, моделирующие программы с рехтизацией эвристических подхо­дов и т.д.), предназначенные для организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности. Для эффективной ра­боты такой библиотеки (особенно в том. что касается обучаемых) очень важно подготовить вспомогательные страницы, содержа­щие обзорные и методические материалы, списки наиболее цен­ных источников информации (ссылок Интернет) по данной пред­метной области. Безусловно, полезно привлечение к подготовке таких страниц Интернетне только педагогов, но и самих обучаемых.

Однако для этой работы требуется определенная подготовка в области создания Веб-страниц, которая может быть реализована, например, в курсе информатики при изучении технологий Интернет. Технологии, которые выбираются для создания библиотеки но­вой формы, должны быть достаточно универсальными и позволя­ющими легко изменять и расширять всю систему, постоянно со­вершенствуя возможности работы с информацией всех участни­ков образовательного процесса.

3. Учебно-методическая работа преподавателей должна выйти на новый уровень за счет создания в сотрудничестве со специали­стами в области педагогики, психологии и информационных тех­нологий учебных материалов нового поколения, размещаемых в сетевой библиотеке. Эти материалы, безусловно, должны созда­ваться в процессе преподавания при активном участии обучае­мых, что обеспечит их предварительную апробацию. Сотрудниче­ство педагогов с обучаемыми, многоплановость создаваемой про­дукции (базы данных, моделирующие программы для виртуаль­ных лабораторий, теоретические обзоры и списки ссылок на ис­точники Интернет, возможность получения независимой экспер­тизы со стороны многочисленных пользователей Интернет придадут учебно-методической работе действительно новое качество.

4. Обучаемые должны иметь ясное представление о том, что требуется для получения качественного образования именно от них. Если им кажется, что достаточно слушать и запоминать, то преподавателю необходимо помочь изменить эту установку, сориентировав и даже научив активному отношению к учебе. Без соблюдения этого требования никакие усилия, предпринимаемые для повышения качества образования, не дадут позитивных ре­зультатов. Традиционные методы обучения, активизирующие от­ношение учащихся к изучаемому материалу, способствующие их творческой познавательной деятельности, развитию самостоятель­ности и инициативы, поддерживаются в системе дистанционного обучения дискуссиями в режиме виртуальных семинаров, пере­пиской по электронной почте с преподавателем и соучениками. Обучаемый становится не только «получателем», но и «распрост­ранителем» знаний, поскольку качественное образование пред­полагает у него возможность и потребность в формировании по результатам познавательной деятельности собственного индивиду­ального образовательного пространства, которое может быть реа­лизовано в виде электронных ресурсов на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий (И/е^тра-нииы, базы данных и т.д.).

5. Должны быть выработаны четкие и единые критерии оценки знаний для всех преподавателей и изучаемых дисциплин. Исполь­зующаяся в дистанционном образовании тестовая система оцен­ки знаний явно недостаточна, должны оцениваться также самостоятельность, активность, развитие обучаемого в ходе познавательной деятельности. Итоговым тестированиям должны сопутствовать текущие проверки знаний с помощью специальных сис­тем, открытых для работы в любое время. Такие системы обязаны обеспечивать обратную связь с преподавателем — реальным или виртуальным, например с помощью системы подробного ком­ментирования неверных ответов или систем, адаптирующихся к ответам студента и предоставляющих материал для выработки пра­вильного отпета.

Как увеличить доступность качественного образования. Необхо­димо посмотреть на проблему обеспечения качественного и до­ступного образования и с другой стороны, когда внедрение но­вых информационных технологий осуществляется с целью улуч­шения качества образования для ограниченного круга обучаемых. Это может быть связано с разработкой и использованием специа­лизированных моделирующих программ, предназначенных для про­ведения деловых игр или вычислительных экспериментов, при­менения специализированного компьютерного оборудования, дру­гих дорогостоящих технологий и программных продуктов. Тем не менее и в этом случае можно сформулировать принцип в их использования, позволяющие при сохранении высокого ка­чества обучения увеличить его доступность.

1. Обучаемому должен быть предоставлен выбор наиболее до­ступной и удобной именно для нею формы обучения, в том чис­ле и комбинированной, в которой очное обучение сочетается с элементами дистанционного. Например, традиционные аудитор­ные формы учебной работы не всегда гарантируют лучшее разви­тие коммуникативных навыков, чем при дистанционном обуче­нии. И если при очном обучении не обеспечивается возможность повторного изучения материала лекций, прочитанных ведущими специалистами, то технологии дистанционного обучения, пред­усматривающие видеозапись лекций или предоставление обучаю­щих программ, позволяют работать с ними в удобное время, при необходимости неоднократно возвращаясь к повторам. Многие студенты очной формы обучения высшего и профессионального образования сочетают учебу с работой, и предоставление им та­ких возможностей, безусловно, способствовало бы большей дос­тупности качественного образования.

2. Информация о существующих учебных ресурсах, в том числе и других учебных заведениях, должна быть доведена до сведения всех лип, для которых такие ресурсы могут представлять интерес. Например, уже сейчас российский сектор сети Интернет насчиты­вает тысячи образовательных Веб-страниц, интересных и полез­ных и педагогам, и обучаемым. Однако отсутствие полноценных каталогов затрудняет доступ к этим важным материалам. Совме­стная разработка специализированных ресурсов педагогами и учеными, представляющими несколько учебных заведений и науч­но-методических центров, также способствует большей инфор­мированности.

3. Стоимость и, соответственно, доступность образования в огромной степени зависят от правильной стратегии закупки, раз­работки и использования программного обеспечения учебного про­цесса. Качественное образование должно использовать, по воз­можности, технологии завтрашнего дня. И в этом плане лучше отдать предпочтение и сделать основой разработок широко рас­пространенные продукты универсального назначения (электрон­ные таблицы, системы управления базами данных), представлен­ные крупными фирмами, чем закупать «доморощенные» разработ­ки других учебных заведений. Необходимо заметить, что последние обычно требуют постоянной технической поддержки разработчи­ка, ведя к новым материальным затратам, и морально устаревают еще до того, как удается наладить их бесперебойную работу.

Итак, возможно различное видение того, как использовать современные информационные технологии для повышения каче­ства и доступности образования.

В упрошенном, но, к сожалению, распространенном представ­лении утверждается, что все решает просто широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, которым приписывается воистину волшебная сила. И в этом случае обще­ству предлагают весьма простое решение — достаточно обеспе­чить учебные заведения компьютерами и средствами телекомму­никаций и образование, как по мановению волшебной палочки, станет качественнее, доступнее и дешевле. Но даже самые лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обу­чаемыми, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расто­чительны. По существу это то же самое, что привести в библиоте­ку малограмотного человека и ждать, пока он научится бегло чи­тать и ориентироваться в книгах.

Прагматический подход к использованию информационных технологий предполагает: с их помощью образование можно сде­лать более доступным с предположением возможных потерь в ка­честве или повысить качество образования, но для ограниченно­го, наиболее подготовленного контингента обучаемых.

Предложенные нами принципы внедрения информационных и телекоммуникационных технологий позволяют улучшить каче­ство и расширить доступ к образованию, связать ученых, педаго­гов и обучаемых с эффективными ресурсами в рамках виртуаль­ного образовательного пространства. Естественно, решение этой задачи требует длительного пути, состоящего из многих итера­ций, которые необходимы для исправления возможных ошибок, лучшего учета конкретных условий.

Можно предсказать предстоящие трудности, проводя аналогии с первыми революционными этапами развития образования. Как и тогда, обучаемые получают дополнительные широкие возможно­сти в выборе способа изучения тех или иных предметов, но оказы­ваются еще дальше от педагога. И здесь мы вновь сталкиваемся с известными негативными последствиями: пассивностью обучаемых, низким уровнем коммуникативных навыков и самостоятельности, введением педагога в заблуждение относительно своих знаний. И так же, как и раньше, необходимо искать решение этих проблем в организации новых форм учебной работы. Это может быть выпол­нение творческих коллективных проектов, при оценке которых об­суждается (очно или и виртуальном семинаре) и оценивается вклад каждого и:) участников, формирование и представление в сети Интернет индивидуального образовательного пространства, включа­ющего собранные самим обучаемым учебные и научные ресурсы по предложенной дисциплине, участие в совместной работе в вир­туальных научных лабораториях и сетевых деловых играх.

Другая трудность, которую нельзя оставлять без внимания, это увеличение ответственности самого обучаемого за результаты обу­чения в ситуации, когда ему предоставляется множество возмож­ностей выбора мсжлу различными формами обучения, лавина нужной и посторонней информации в условиях дефицита време­ни. И в этих условиях педагоги должны помочь обучаемым в пра­вильной организации их учебной деятельности с учетом их инди­видуальных способностей и возможностей.

Дополнительные проблемы несет все более расширяющаяся сеть коммерческих организаций, предоставляющих различные образо­вательные услуги. Такое обучение подчас не соответствует госу­дарственным стандартам и имеет весьма поверхностный харак­тер, обеспечивая, в лучшем случае, интенсивную, но фрагмен­тарную подготовку по отдельным узким курсам. Сложившаяся си­стема профессионального и высшего образования должна учиты­вать это явление, так как часто студенты лицеев, колледжей, ву­зов дополнительно обучаются и в таких новых учебных центрах, а выпускники последних продолжают свое обучение по традицион­ной схеме в учебных заведениях Министерства образования РФ. Это, безусловно, требует анализа таких новаций в образовании с целью совершенствования всей образовательной системы.

Одной из наиболее существенных негативных сторон измене­ний, происходящих в системе современного образования, явля­ется отрывочный характер ряда сопутствующих процессов.

Многие обучаемые (как, впрочем, и специалисты) развива­ют в себе привычку не разделять досуг (например, компьютерные игры, переписка или блуждание по сети) и собственно работу на компьютере. В результате и досуг, и работа носят явно непродук­тивны» отрывочный характер.

• В обучении, базирующемся на применении информационных технологий, наряду с таким положительным моментом как си­стематизация знаний, очень часто происходит фрагментация содер­жания.

• Чрезвычайно опасна потеря контактов между обучаемыми, преподавателями и обучаемыми, а также в срезе самих препода­вателей. В этой ситуации обучаемые и преподаватели перестают ошущать себя членами единого сообщества, им остаются только роли получающих и предоставляющих знания анонимов.

Перечисленные трудности требуют анализа так же, как и мно­гие другие аспекты воздействия современных технологий на жизнь общества и отдельных людей. Нельзя подходить к реорганизации работы учебных заведений как к технически интересному экспе­рименту, так как наряду с имеющимися преимуществами таких изменений есть и отрицательные стороны, которые могут нега­тивно повлиять и на качество обучения, и на саму жизнь обучае­мых. Необычайно быстрое распространение информационных и телекоммуникационных технологий открывает для педагогов, пси­хологов, физиологов, социологов уникальную возможность ис­следования процессов познания, моделирования представления знаний, индивидуальной и коллективной когнитивной деятель­ности, взаимодействия людей со всемирной системой информа­ции, знаний, культуры и Т.д.

В системе образования наметилось много новых проектов, осно­ванных на широком использовании возможностей информацион­ных и телекоммуникационных технологий. Но для выполнения основ­ной задачи — обеспечения разнообразного непрерывного образо­вания — требуется разработка новых концепций, обеспечивающих изменения на уровне парадигм. Такая измененная образовательная система, в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями педагогики, предоставит пре­подавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной про­дуктивной деятельности; от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухих баллов к интегриро­ванной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи обучаемому к широкомасштабным образовательным услугам: от одного диплома ко многим дипломам и сертификатам, составляю­щим комплексный профессиональный портрет специалиста.

Реализация всего вышеперечисленного на практике и будет свидетельствовать о подлинной модернизации образования. Оче­видно, что решение возникающих задач возможно только в том случае, если они будут проводиться на уровне организационной структуры учебного заведения, а не изолированной группы спе­циалистов. Это и представляет одну из основных проблем, спра­виться с которой можно только в случае действительной потребности всех участников учебно-воспитательного процесса и обес­печении качественного и доступного образования.

Информационные и коммуникационные технологии в деле обес­печения качества общего образования. В сложившейся структуре общего образования вопрос о его доступности решается на более высоком уровне, чем в отдельном учебном заведении. В отличие от вузов, перед педагогами и директорами школ, гимназий и дру­гих учебных заведений стоит следующая задача — обеспечение нового качества образования на основе применения совре­менных информационных и коммуникационных технологий.

Переход от преподавания информатики к реальной информа­тизации общего образования возможен на основе единой образо­вательной информационной среды, формируемой всеми участника­ми образовательного процесса.

Создание такой среды может начаться со школьной Интернет-библиотеки с наглядным и доступным для учащихся структури­рованным предоставлением информации. Для создания такой биб­лиотеки возможно использование локальных компьютеров с пер­спективой дальнейшего их подключения к сети Интернет. Совре­менное программное обеспечение позволяет учителям и учащим­ся самим формировать образовательную среду, включающую как ссылки на найденные в библиотеке электронные ресурсы, так и творческие работы учащихся. В русскоязычной части Интернет мож­но найти много примеров таких разработок. Для эффективной работы школьной Интернет-библиотеки необходимо создание вспо­могательных обзорных страниц по отдельным дисциплинам в школах, специализированных методических центрах и в высших учебных заведениях. Непременным требованием остается универ­сальность использующихся технологий и возможность гибкого изменения и расширения библиотеки, совершенствование воз­можностей работы в ней для педагогов и учащихся.

Организация широкого доступа к необходимым учебным ре­сурсам на практике способствует кооперации учебных заведений различного уровня по созданию регионального образовательного пространства. (Хорошим примером в этом отношении может слу­жить Новосибирская областная образовательная сеть.)

В настоящее время уже назрела потребность в специализиро­ванных учебно-методических центрах, в рамках которых опытные учителя в сотрудничестве со специалистами в области педагоги­ки, психологии и информационных технологий могли бы вести подготовку учебных материалов нового поколения для размеще­ния в школьных Интернет-библиотеках. Работа больших коллективов (быть может, объединенных сетью Интернет, разнообразие раз­работок (базы данных, игровые, обучающие и моделирующие программы и т.д.), возможность широкого предварительного об­суждения и экспертизы всеми заинтересованными сторонами не­посредственно в Интернет выведет учебно-методическую работу на качественно новый уровень.

Подлинно новое качество образования невозможно без уста­новки учащихся на активное отношение к учебе. Внедрение ин­формационных и телекоммуникационных технологий стимулиру­ет широкое использование активных методов обучения, таких новых форм работы, как дистанционные олимпиады и конкурсы, виртуальные семинары, объединяющие учащихся различных ре­гионов и стран, использование электронной почты для участия в обсуждениях глобальных проблем в рабочих группах.

Использование информационных технологий обучения не дол­жно разрушать тот опыт, который накоплен и используется при выработке подходов к оценке качества обучения. Переход к тесто­вой системе требует применения единых критериев оценивания — для всех учителей и всех изучаемых дисциплин. Но, так же как и в дистанционном образовании, при использовании тестов необхо­димо дополнительно оценивать творческое отношение, инициа­тивность и стремление учащихся выйти за рамки школьной про­граммы. Необходимо готовить их к тому, что знания будут оцени­ваться с помощью тестов. Руководством Центра тестирования Министерства образования РФ уже неоднократно высказывались предложения по организации объективного и независимого ру­бежного тестирования учащихся V —XI классов по любому пред­мету. Как и в вузовской системе, адаптации учащихся к особен­ностям тестирования может способствовать организация текущей проверки знаний с помощью специальных систем, открытых для работы в любое время. Такие системы должны адаптироваться к ответам учащегося, обеспечивать подробное комментирование ошибок и предоставлять материал для выработки верного ответа. Тем самым осуществляется подготовка к прохождению тестиро­вания в режиме обратной связи с виртуальным преподавателем.

Создание соответствующих структур, например, системы учеб­но-методических центров, на которые было бы возложено реше­ние вышеперечисленных задач, оснащение школ и соответствую­щая подготовка педагогов, — это, видимо, тот минимум, кото­рый необходим для начала модернизации образования на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий с целью обеспечения его доступности и качества.