ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИИ

 

В настоящее время получило широкое распространение законодательство, связанное с различными правовыми аспектами кач-ва продукции. Среди законодательных актов на эту тему можно выделить такие, как:

- Закон о защите прав потребителей

- ГК РФ (Гражданский кодекс РФ)

-Законы о рекламе, о кач-ве пищевых продуктов, о техническом регулировании и др.

 

Закон о защите прав потребителей

В условиях совр. экономике особое внимание уделяется защите прав потребителей. Поэтому 1-м с начала рыночных преобразований был принят в 1992 году закон о защите прав потребителей, который с изменениями и дополнениями действует по настоящее время. Основными субъектами правового регулирования являются: потребителей. Только исключительно физическое лицо для личных (зубная щетка), домашних (электросчетчик, газонокосилка) и семейной нужд (чайник, телевизор, холодильник).

Гражданин – физич. Лицо. Имеющее намерение или приобретающее товары исключительно для личных, семейных и домашних нужд, не связанных с извлечением прибыли

Изготовитель, исполнитель, продавец – это организация независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, а также ИП, производящие товары для реализации потребителям по договору купли-продажи.

 

Договор купли-продажи. Договор поставки.

 

Договор контрактации – поставка сх сырья.

 

Товар предназначен для неопределенного круга лиц.

 

Ответственность изготовителя наступает в том случае, если вредом, возникшем у потерпевшего и недостатком продукции или отсутствием у потребителя полной и достоверной информации о товаре, имелось юридически значимая причинно-следственная связь.

 

Недостаток товара – несоответствие товара требованию нормативного документа условиям договора или обычно предъявляемым требованиям кач-ва.

Существенный недостаток – это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара по его назначению, либо который не может быть устранен, либо который появляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо в следствие которого потребитель в значительной степени лишается того на что он вправе был рассчитывать при заключении договора купли-продажи.

 

Права и обязанности изготовителя:

1. Установление срока службы, срока годности товара.

На товар, предназначенный для длительного срока использования, изготовитель в праве установить срок службы, т.е. период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие при его применении. Изготовитель обязан установить срок службы, которые по истечению определенного периода времени может представлять опасность. Перечень таких товаров обеспечивается РФ. НА продукты питания, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, медикаменты – изготовитель обязан установить срок годности, т.е. период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров устанавливается правительством.

2. Гарантийный срок

Изготовитель вправе установить на товар гарантийный срок, т.е. период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель обязан удовлетворить требования потребителю.

Продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем или при его отсутствии установить самостоятельно.

3. Обеспечение возможности ремонта и технического обслуживание

4. Предоставление информации о товаре

 

Изготовитель обязан своевременно предоставить информацию о товарах, которая должна быть - достоверность, доступность, достаточность.

Информация д содержать нормативного докумета, в соответсвии с которым изготовлен товар.

Сведения об основных потребительских св-вах

Цена и условия приобретения товара.

Гарантийный срок, если он установлен.

Срок службы или срок годности.

Юридический адрес изготовителя или организации, уполномоченной принимать претензии (если товар импортный).

Информация об обязательном подтверждении соответствия, если это необходимо.

 

5. Предоставление информации об изготовителе и продавце

Вопрос 1. Квалиметрия как наука о качестве продукции, ее роль, методы и области практического применения.

 


ТЕМА. КВАЛИМЕТРИЯ КАК НАУКА О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ. ЕЁ РОЛЬ, МЕТОДЫ И ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.

КВАЛИМЕТРИЯ - изучает проблемы и методологию количественной и качественной оценки различных объектов, включая продукцию.

Метрио = мерить измерять (от греч.) и латинского Квали = качество.

КВАЛИМЕТРИЯ развивается в 2-х направлениях – в теоретической области и в прикладной.

Содержанием теоретической квалиметрии является формулирование и решение общих методологических проблем, количественной оценки кач-ва продукции, а также математических методов и моделей, предназначенных для количественной оценки кач-ва.

Основной метод, применяемый квалиметрией, - экспертный. Он используется для определения количественных значений показателей кач-ва тех св-в продукции, которые невозможно определить другими методами, а также весовых коэффициентов при

 

В условиях рыночной экономики экспертные методы чаще всего применяются на стадии разработки продукции, когда необходимо определить ее (продукции) потенциальную конкурентоспособность.

При экспертном методе оценки, даваемые отдельными экспертами, в значительной степени зависят от субъективных особенностей, т.е. от опыта экспертов, его квалификации, знаний условий производства и реализации продукции.

Точность экспертной оценки в значительной степени также зависит от числа привлеченных аспектов.

 

Для получения необходимой точности результатов применяются меры по уменьшению влияния субъективного фактора, присущего экспертному методу. С этой целью опрос экспертов проводится в несколько туров. Сначала эксперты указывают значения показателей кач-ва и весовых коэффициентов независимо друг от друга. Затем, после обоснования каждым из экспертов своего решения, опрос проводится вновь. Необходимая точность достигается за 3-4 тура.

Процедура получения оценок экспертов осуществляется за 4 этапа:

1. Организация опросов

НА этом этапе формируется группа экспертов и проверяется их квалификация. Помимо квалификации необходимо также определить состав экспертной группы. Как правило, в нее входят представители промышленности, общество защиты прав потребителей, роспотребнадзор, антимонопольная служба

2. Проведение опроса

Комиссия выбирает методику проведения опроса.

- Метод предпочтений

Заключается в том, что эксперты нумеруют весомости показателей кач-ва, что наименее значимый показатель имеет № 1 ит.д.

-Метод рангов

Эксперты оценивают важность каждого св-ва в диапазоне от 1 до 10 включая дробные значения

- Метод попарных сравнений и др. (в т.ч. Дельфи)

Сопоставляются пары св-в и определяется преимущество одного из них в каждой из возможных комбинаций.

 

3. Обработка результатов опроса и получение оценок.

Для обработки результатов применяются различные расчетные формулы.

4. Анализ результатов.

Степень согласованности.

Коэффициент конкордации . По этому коэффициенту можно судить – существовала ли неслучайная согласованность в мнении экспертов.


 

Тема. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

 

Под управлением кач-вом понимается постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающий максимально эффективные ее использование. Под фактором понимается: конкретная сила, способная изменить св-ва исходных материалов. К их числу (факторов) относятся: предметы труда ( то, на что направлен труд, заготовки), ср-ва труда, труд.

Информация – то, что уменьшает неопределенность

 

 

Оптимизация -

 


 

ЛЕКЦИЯ 3

Задача оптимизации

Критерий

Система ресурсных ограничений

 

Быстрее

Дешевле

Лучше

 

Соединение факторов изменяет св-ва материалов таким образом, что они (св-ва) становятся способными удовлетворять определенные потребности.

 

Под условиями повышения качества понимается обстоятельство, т.е. та среда, в которой действую факторы.

По масштабам воздействия факторы делятся на частные и общие.

К частным относятся - формы организации производства и труда, психологический климат в коллективе…

К общим относятся – условия рынка, действующий механизм поощрения за качеством…

Условием оказывает существенное влияние на проявление возможности факторов.

 

В зависимости от условий факторы либо полностью проявляют свои возможности, либо это проявление сдерживается и тогда для улучшения качества понадобится больше времени и средств. Наиболее сложная задача управления качества в том, чтобы при выработке мероприятий по улучшению качества обеспечить наиболее гармоничное сочетание условий и факторов

Этой деятельности

 

ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ