Контроллеры

 

Контроллер это электрический аппарат предназначенный для получения различных схем соединений электродвигателей с сетью, пусковыми и регулировочными сопротивлениями, другими устройствами. Это многопозиционный аппарат с фиксированными положениями при повороте рукоятки вала контроллера вручную. В каждом положении замыкается или размыкается определённая группа контактов. Контроллеры применялись в основном при управлении подъёмно – транспортными установками и старыми трамваями. В настоящее время применяются магнитные или тиристорные контроллеры, у которых в цепях управления контакторов или пускателей и тиристорных контакторов переключения могут производиться с помощью командоконтроллера. Командоконтроллер это контроллер рассчитанный на малые токи для коммутации цепей управления.

По конструктивному исполнению контроллеры бывают барабанные, кулачковые и плоские.

В барабанных контроллерах на валу через изолирующие держатели по образующей цилиндра закреплены подвижные контакты – сегменты. При вращении вала (барабана) они набегают на неподвижные контакты (с контактной пружиной) и замыкают цепь. Вал имеет механизм фиксации. Последовательность замыкания цепей обеспечивается различной длиной сегментов по окружности, которых несколько по длине барабана. Такие контроллеры в настоящее время практически не применяются.

В кулачковых контроллерах вращаются кулачковые шайбы, которые воздействуют на рычаги подвижных контактов. На рис. 61 приведена упрощенная конструктивная схема нерегулируемого кулачкового командоконтроллера. Моменты замыкания и размыкания мостиковых контактов 1 зависят от профиля кулачковой шайбы 2. Положение вала 3 фиксируется с помощью рычажного фиксатора 4 с пружиной 5. Контакты прижимаются пружиной 6 и имеют контактную пружину 7. Кулачковых шайб на валу может быть несколько по количеству коммутируемых цепей.

 

 
 

 


В плоских контроллерах на изолирующей плите по окружности располагаются неподвижные контакты 1 (рис. 62), по которым скользит подвижный мостиковый контакт 2 одновременно соприкасаясь с общей токосъёмной шиной 3. Применяются в реостатах.