Стратегии изменений
Их можно объединить в пять групп (табл. 4). Разумеется, возможны какие-то промежуточные, гибридные формы стратегий. В зависимости от выбранной стратегии используются различные подходы и способы, с помощью которых они могут быть реализованы.
Таблица 4 - Стратегии изменений
Стратегии | Подход | Способы реализации |
Директивная стратегия | Навязывание изменений со стороны менеджера, который по второстепенным вопросам может «торговаться» | Навязывание соглашений по оплате, изменение порядка работы (например, норм, расценок, расписания работы) в приказном порядке |
Стратегия, основанная на переговорах | Признание законности интересов других участвующих в изменениях сторон, возможность уступок | Соглашения по производительности, соглашение с поставщиками по вопросам качества |
Нормативная стратегия | Выяснение общего отношения к изменению, частое использование внешних агентов по изменениям | Ответственность за качество, программа новых ценностей, работа в команде, новая культура, ответственность служащего |
Аналитическая стратегия | Подход, основанный на четком определении проблемы; сбор, изучение информации, использование экспертов | Проектная работа, например: - по новым системам оплаты; - по использованию станков; - по новым информационным системам |
Стратегия, ориентированная на действия | Общее определение проблемы, попытка найти решение, которое модифицируется в свете полученных результатов, вовлечение заинтересованных людей | Программа мер по снижению количества прогулов и некоторые подходы к вопросам качества |
Наиболее распространенными способами изменений в организации являются стратегия специалистов, стратегия обучения и стратегия совместной деятельности.
Стратегия специалистов предполагает приглашение внешнего консультанта, планирующего изменения в организации, затем его предложения оценивают и начинают их осуществление, зачастую в том виде, в каком они были представлены. Приглашение внешнего консультанта, дополненное учебными мероприятиями для создания необходимой готовности и устранения сопротивления изменениям, формирует стратегию обучения. При реализации стратегии совместной деятельности консультант, руководство и персонал организации совместно направляют и осуществляют процесс изменений.
Итак, процессы организационных изменений требуют серьезного управленческого обеспечения и своеобразия необходимого управленческого воздействия. К числу направлений управленческого обеспечения организационных изменений можно отнести правильную организацию управленческого пространства, формирование единого культурного поля, развитие субъективного потенциала (готовности и желания сотрудников).
Планируемые организационные изменения идут по цепочке «ОТ» (чего-то) (исходное состояние) --------- «ЧЕРЕЗ» (что-то) (действия, функции, процесс создания) --------- «К» (чему-то) (конечное состояние).
![]() |