Значение документации в бухгалтерском учете

Порядок и сроки хранения документов

Требования, предъявляемые к заполнению документов

Значение документации в бухгалтерском учете

Тема 5.1. Бухгалтерские документы

Первичные данные о хозяйственной деятельности организации являются входом в систему бухгалтерского учета, где происходит обработка полученных сведений, а выходом из нее — необходимая информация для лиц, принимающих решение.

В бухгалтерском учете порядок создания, принятия и отражения первичных документов регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом МФ СССР от 29.07.83 № 105.

Документ — это письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмотренном законом, и удостоверяющее юридический факт совершения хозяйственной операции.

Документальное (подтверждение документами) оформление хозяйственных операций позволяет бухгалтерской службе вести предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью материально-ответственных лиц, движением имущества и состоянием расчетно-платежной дисциплины.

Документы являются средством, при помощи которого осуществляется сама финансово-хозяйственная деятельность. Они используются для оперативного руководства и управления организацией.

Документы имеют правовое значение, они используются в качестве доказательства при спорах между организациями. Документы служат основанием для судебно-бухгалтерской экспертизы, проводимой по решению прокуратуры, суда, арбитража, по решению

следственных органов.

Документы являются основой информационной системы организации, которая используется в управлении.

Система документальной регистрации первичных данных о состоянии и движении имущества всех форм собственности должна отвечать следующим требованиям:

— своевременное, точное и обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах;

— простота регистрации и обработки первичной информации, приспособленность носителей первичной информации к способам ее последующей обработки;

— рациональная организация и минимальные затраты на ведение первичного учета.

Бухгалтерский документ содержит данные о факте хозяйственной деятельности, которые подлежат обработке и отражению на счетах. Оформление документа должно соответствовать всем юридическим нормам и служить доказательством отражаемого факта.

Существуют документы типовые и специализированные.

Типовые документы используются в организациях различных отраслей экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.

Создание носителей первичной учетной информации (документов) — это трудоемкий процесс, на который затрачивается более половины рабочего времени. Поток документов, обрабатываемый бухгалтерами, настолько велик, что даже большой штат счетных работников зачастую не в состоянии справиться с ним. Поэтому сокращение трудоемкости учетных работ путем автоматизации учета является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями организаций.

Основными принципами рациональной разработки форм документов является их унификация. Унификацией документов называется установление вместо разных форм единых форм документов для первичной регистрации однородных операций.

Каждой из форм присвоено кодовое обозначение по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД), которое проставляется отдельным реквизитом в верхнем правом углу формы.

В унифицированные формы организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. В обязательном порядке при этом должны быть оставлены без изменений все реквизиты унифицированных форм первичной учетной документации, а также соблюдены требования стандартов к их структуре и оформлению.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом. Применение типовых унифицированных форм документов упрощает, облегчает и ускоряет работу счетного аппарата.