Зак. 49 353

Лекция 10

ству человека всегда включает в себя не только чисто моральные черты, но самые разнообразные социальные качества, имеющие, однако, моральное значение и свя­занные с определенным нравственным идеалом. Подво­дя итог, можно заметить, что нынешнее воспитание ори­ентировано на образ свободного, самостоятельного, от­ветственного, критичного и в то же время терпимого и лояльного человека. Этот человек открыт для перемен и для творчества.

Разумеется, такой человек живет не в безвоздушном пространстве. Он тесно связан с другими людьми, с об­щественными и социальными структурами. Рассмотрим подробнее (хотя и не затрагивая специфики конкретных регионов и стран), какие социально-нравственные тре­бования выдвигает социум к индивидам в основных сфе­рах общественной жизни.

Сфера труда.Современный человек должен быть тру­долюбивым. Трудолюбие (усердие, тщание) — одна из ведущих добродетелей протестантизма и входит состав­ной частью в идеологию американизма, оказывающую сейчас влияние на весь мир. Пафос работы, производ­ства, преобразования характерен не только для Амери­ки, но также для европейских стран и вышедших на уровень мирового развития «азиатских драконов» (из­вестно, что в Японии распространен тип человека-тру­доголика, полностью погруженного в свою профессио­нальную деятельность). Лень, нерадивость, расхлябан­ность, пассивная созерцательность, ведущая к эскапиз­му (уходу от активной социальной жизни), неприемле­мы для современного мира, так как не только несут в себе торможение развития социума и ухудшение жизни индивидов, но и грозят катастрофами глобального мас­штаба.

Разумеется, чтобы не быть разрушительной для чело­века, трудовая деятельность должна ограничиваться неки-


Зачем воспитывать человека?

ми внешними и внутренними рамками (всякое наруше­ние меры оборачивается злом!), и все же эталоном нрав­ственности является неутомимый деятель, смелый в ре­шениях, точный в исполнении, стяжающий успех на всяком поприще.

Можно сказать, что современное общество так же мо­рально поощряет всякую предпринимательскую актив­ность, всякое новационное действие, способное принес­ти благо как людям, так и тому, кто взялся за свое дело, засучив рукава.

Сфера государственности.Инициативный и автоном­ный человек конца XX и начала XXI в. должен быть законопослушным. Уплата налогов, соблюдение законов, уважение к государству — не только юридический, но и моральный долг. Характерная для западного общества теория общественного договора предполагает, что и пра­вовые, и моральные отношения — суть единство, это соглашение о том, что люди принимают некие правила игры, помогающие им пресечь эгоистическую войну всех против всех, способную погубить человечество. Поэто­му демократическое государство при всех его фактичес­ких минусах выступает как гарант мира, стабильности и возможной на данном этапе истории справедливости. Его следует уважать, почитать и поддерживать, ибо имен­но оно обеспечивает правовую базу и охрану частной собственности и частной инициативы, являющихся стол­пами наличного миропорядка.

Популярные и широко распространенные в XX в. идеи революционности к концу столетия резко сузили спектр своего влияния. Человек-революционер, потрясатель ос­нов, титан, разрушающий мир «до основанья» и влеку­щий толпы вдохновенных сограждан в «прекрасное буду­щее» потерял былую привлекательность и перестал быть «нравственным идеалом». Реальная история, в том чис­ле российская, показала, что «благими намерениями вы-