Лекция 10
статуты, специально занятые воспитанием, финансирует их, организует детские сады, интернаты и пансионы, поощряет целую армию педагогов, занимающихся воспитанием и обучением в частном порядке. Однако не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы обнаружить: современный человек воспитывается для реализации иных целей и должен обладать иным набором качеств, нежели гражданин античного полиса, средневековый крестьянин или дворянин XVIII в. Конечно, ряд желательных нравственных свойств остается неизменным. Сегодня, как и вчера, по-прежнему в чести доброта и храбрость, честность и справедливость, и все же в целом образ идеального вопитанника иной.
Чтобы как можно четче представить себе отличие современных требований к человеку от требований предшествующих этапов истории, условно разделим историю на два периода. Первый период (до 40-х гг. XX в.) назовем временем до современности. Второй период (последние 60 лет) — современность, он характеризуется бурным научно-техническим развитием и общим ускорением исторического времени. Так как черты современности назревали в обществе постепенно, готовились предшествующим развитием мировой культуры, новые требования к человеку стали возникать довольно давно, возможно, еще в период восхождения европейского капитализма. Но тогда они не были системными, не носили массового характера, теперь же они приобрели целостность и обращены практически к каждому члену общества. Назовем прежние, работавшие до современности, критерии хорошей воспитанности традиционными.Традиционны они в двух смыслах. Во-первых, они выдвигают на первый план сохранение традиций, умение поддерживать в личном поведении связь времен. Во-вторых, ориентация на верность прошлому и предкам просуществовала тысячелетия и сама является древней традицией
Зачем воспитывать человека?
Каков же облик идеального традиционного человека?
1. Важнейшее свойство традиционного человека —
приверженность и верность существующему порядку,
освященному установлениями предшествующих поколе
ний. Индивид отождествляет себя с родом, народом,
историей своей страны, рассматривает себя как часть це
лого, как орган единого социокультурного организма.
Наличные традиции и обряды воспринимаются им как
сакральные (священные). Другие порядки, иные миро
воззренческие установки, характерные для иных этни
ческих и культурных групп, видятся если не как враж
дебные, то как чуждые. Человек сознательно воспиты
вался как страстный адепт традиции своего социума, что
создавало жесткие оппозиции: наш — не наш, мусуль
манин — неверный, русский — нерусский. Кроме того,
традиционный человек всегда крайне осторожно отно
сится к любым новшествам, считает их подозрительны
ми, разрушительными для заведенного порядка. Нова
ции морально не одобряются, они могут быть приняты
лишь под прикрытием традиции, как ее продолжение,
модификации.
2. Традиционный человек, принадлежащий к конк
ретному сословию, жестко следует поведенческой мат
рице, предписанной его социальной группе. В тради
ционных обществах эталоны поведения разных сословий
кардинально различны: то, что приличествует дворяни
ну, непристойно для священника и недопустимо для кре
стьянина. Писаные и неписаные кодексы поведения же
стко регулируют каждый шаг людей в их повседневной
жизни, их нарушение чревато наказанием вплоть до из
гнания из общины и лишения жизни.
Индивидов, чье поведение с раннего детства определяется традицией, с младых ногтей учат подчиняться старшим по возрасту и по рангу. Подчинение, покорность, кротость — важнейшие добродетели, похвальные нравственные качества. Община принуждает, но она же