П.Зак.49 321


Социально-нравственные добродетели____

родились в России, имеют очень тяжелую карму. А если бы карма была полегче, то родились бы в Швеции, в Ав­стралии или, на худой конец, во Франции... Я, однако, думаю, что тяжелой кармой можно маяться в любой стра­не, и уж если о карме зашла речь, тем более не надо от нее бегать. От себя ведь не убежишь...

Уважение к родине не означает слепого безоговороч­ного восхваления ее. Оно предполагает критику, анализ происходящего, в особенности, если эта критика порож­дена страдающим сердцем патриота. Но то же уважение требует категорического отказа от критиканства и изде­вательства, от истерических самообвинений и проклятий, посылаемых в адрес отцов и дедов. Хорошо известна поговорка: «Если в прошлое стреляют из ружья, будущее выстрелит из пушки». Трагической волею судеб совре­менная Россия оплевала собственное прошлое, зачерк­нула многие достижения ушедших поколений, что и по­зволило небольшой группе скоробогачей, «новых русских» стать поистине компрадорской буржуазией, предающей национальные интересы родины. Не только слепые эко­номические законы, но и вполне зрячие люди подтолк­нули экономику к развалу: они создали мифы о тупых «совках» и деревянных деньгах. А мыслеформы, как из­вестно, имеют тенденцию воплощаться. Нынешний тяже­лый кризис — результат антипатриотического поведения многих наших сограждан, в том числе тех, кто работает в средствах массовой информации и формирует сознание миллионов.

Как видим, вопрос о патриотизме тесно переплетает­ся с вопросом о гражданственности — о позиции населе­ния страны по отношению к делам, творящимся в ней. Гражданственность означает активное участие во всем, что происходит в пределах отчизны. Как правило, граж­данственность высока в демократических странах, где сформировалось в ходе истории гражданское общество — совокупность негосударственных организаций, осуществ-


Лекция 9

ляющих самоуправление и влияющих на политику — на дела власти. В странах тоталитарного правления граж­данственность чаще всего характерна для узких элитар­ных социальных групп (как не вспомнить русских декаб­ристов!), а широкие массы активизируются только при крупных социальных катаклизмах — войнах и революци­ях, что прекрасно отражено в русской литературе, в час­тности в романах Л. Н. Толстого. В обычные периоды массы индифферентны и ведут вполне обывательскую, жизнь, далекую от гражданской и политической ангажи­рованности.

В наши дни российским обществом уже долго владеет аномия — выраженная потеря интереса к сознательному участию в социальных процессах. Население ориентиру­ется на лозунги: «Спасайся, кто может» и «Каждый за себя — один Бог за всех». Это тоже результат падения патрио­тизма и укрепления позиции, согласно которой надо только каяться в прошлых грехах и стараться не погибнуть в хао­тическом водовороте истории. Впрочем, хочется надеять­ся, что это не навсегда. Гражданственность и патриотизм еще оживут и помогут стране и нам выбраться из пропас­ти, вновь обрести силы. Именно так обязывает нас думать любовь к родине, которая видит ее через призму лучших возможностей и дальнейших перспектив.