Социально-нравственные добродетели

быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым, доста­точно просто родиться в России или быть американцем, чтобы чувствовать свое изначальное превосходство над другими. Национализм ведет в тупик, он аморален и ничего не рождает, кроме раздора.

Следует, однако, признать, что грань между патрио­тизмом и национализмом нередко бывает очень зыбкой и размытой. Политики часто спекулируют этими понятия­ми и играют словами, называя патриотизмом отчаянное ненавистничество по отношению к другим народам, а национализмом и национал-патриотизмом совершенно нормальную заботу о благе собственной страны. Беда в том, что порой в той или иной доктрине эклектически смешаны моменты истинного и квасного патриотизма, и желающему разобраться нужно проводить серьезную ра­боту, чтобы отделить зерна от плевел.

В свое время найти компромисс между крайностями национал-эгоизма и буржуазного космополитизма пыта­лись сторонники концепции пролетарского интернацио­нализма. Главная ее идея состояла в том, что у угнетен­ных пролетариев нет родины, ибо их эксплуатируют в любой стране. Родиной рабочих выступает революция, в которой они должны объединиться против буржуев всей земли, создать интернациональное коммунистическое единство, забыв о патриотизме и связанных с ним наци­ональных распрях. Но практическая попытка революци­онной интернационализации потерпела крах. Культура оказалась гораздо более сложным явлением, не поддаю­щимся кавалерийским атакам. Вместо пролетарского интернационализма мы видим в наши дни экспансию унификации жизни и быта во всех регионах мира и воз­можность свободного перемещения из страны в страну. Конечно, они не отменяют исконного патриотизма, но существенно трансформируют и отчасти ослабляют его, при этом космополитические мотивы становятся более громкими и явственными.


Лекция 9

Вернемся, однако, к чертам всякой любви, от кото­рых мы надолго отвлеклись, и завершим рассматривае­мую тему обращением к таким компонентам патриотиз­ма, как уважение и знание.

Тот, кто любит родную страну, всегда стремится ее знать, понимать внутренние пружины ее развития, чтобы способствовать ее процветанию. Изумленно-печальный возглас Тютчева «Умом Россию не понять...» вовсе не озна­чает реального отказа от постижения судеб и путей род­ной страны. Он говорит лишь о необходимости веры в лучшее будущее, т. е. того пафоса, без которого невоз­можно ничего совершенствовать и ни на что надеяться. Тот, кто принял стихи прекрасного поэта как иррациона-листический отказ от стремления в чем-либо разобраться, очень ошибается. Знание родины — это знание ее истории и культуры, ее языка, ее специфических особенностей, черт национального характера составляющих ее народов. Зна­ние родины — это в некотором роде стремление понять ее историческую миссию, хотя здесь очень легко скатиться на уровень утопических прожектов и идеологических заклина­ний из серии: «Только мы спасем человечество».

Уважение к родине — это стремление принять ее та­кой, как она есть, и постараться помочь ей. развернуть ее лучшие потенции. Горький анекдот о червячке, вылеза­ющем из навоза и говорящем: «Родину не выбирают», — имеет под собой некоторые основания. Родину действи­тельно не выбирают, мы появляемся там, где появились, и застаем себя в наличных условиях. Другой вопрос — как к этим условиям отнестись. Можно сказать: «Родина — уродина» и попытаться найти лучшее место под солн­цем. А можно, не захлебываясь ложным пафосом, не хваля того, что недостойно похвалы, определить для себя: это моя страна, моя земля, моя судьба, и я попытаюсь сделать для нее все, что смогу.

Интересно, что в книгах некоторых современных рос­сийских эзотериков содержится следующая идея: те, кто