Соииалыю-нравствсниые добродетели

Лекция 9

неты. Забота — вещь повседневная, это постоянное при­слушивание к биению сердца своей страны, непосред­ственное участие в ее событиях со стремлением внести свой вклад в улучшение дел.

Ответственность прямо связана с заботой. Конеч­но, абсолютное большинство рядовых граждан вряд ли могут в полной мере отвечать за те, в том числе негатив­ные, события, которые происходят на пространствах их родины. За направление хода истории прямую ответствен­ность несет, прежде всего, власть, как высшая, так и ме­стная. Однако чувство ответственности — необходимый компонент патриотизма для любого человека, сколь низ­кое и незначительное социальное положение он ни зани­мал бы. Страдать страданиями родины и радоваться ее радостями — проявление того, что мы в ответе за то, что с ней происходит, осознание факта, что во всем проис­ходящем есть и наш непосредственный вклад. Забота и ответственность предполагают труд, старание, усердие не только ради собственного процветания, но и ради про­цветания своей страны как целого.

И это отнюдь не абстракция. Торжествующие слова Маяковского «Это мой труд вливается в труд моей рес­публики!» — выражение такого ощущения ответственно­го единства. Дело в том, что в патриотизме происходит самоотождествление человека с его родиной и народом. Личность идентифицирует себя с крупной социокультур­ной общностью, при этом возникает восприятие себя как части родины и народа, а родины и народа — как части себя. Вот такое диалектическое взаимопроникновение. Впрочем, оно непосредственно знакомо каждому, кто несет в себе патриотическое чувство. Победы родной стра­ны воспринимаются тогда как собственные победы, вы­зывая закономерное чувство гордости: « Какие мы мо­лодцы!» или «Здорово наши дают!», а поражения, народ­ные бедствия переживаются как собственные страдания и утраты. Кстати, патриотизм хорошо показан в лучших


старых советских фильмах. Да, во многом они наивны, но переживаемые героями патриотические чувства — вовсе не выдумка авторов, заискивающих перед властью, а доб­ротная передача на экране тех настроений, которые ца­рили в обществе в 40—60-е гг. Высокое чувство единства каждого человека с родиной и народом находило в свое время яркое выражение не только в ратных подвигах или напряженном труде, но и в таких формах, как стихийные массовые демонстрации в День Победы или 12 апреля 1961 г., когда в космос полетел Юрий Гагарин. Торже­ство родины воспринималось как личный праздник. Еди­ная целостность «советский народ» все-таки существо­вала, хотя сегодня есть много желающих опровергнуть этот факт, был и советский патриотизм. Это не удиви­тельно: статус первой революционной и социалистичес­кой державы, находящейся во враждебном окружении, консолидировал людей. Психологи знают, что единство обычно крепко спаяно наличием внешней угрозы, об­щего противника, и патриотическое единство — лучший тому пример. Хорошо это или худо, но оппозиция на­ших и ваших почти неизбежно присутствует в любом объединении, что определяет особый накал чувств чле­нов общности.

Стоит заметить, что нынешняя приверженность теле­зрителей к «Старым песням о главном», в которых много патриотических сюжетов, тоже отнюдь не случайна: в эпо­хи социального распада возникает острая потребность в объединительных эмоциях, появляется ностальгия по са­мому патриотизму как сильному переживанию, которое дает человеку внутреннюю опору, демонстрирует ему его непосредственную связанность с общностью, гораздо более могучей, чем он сам. И если Пауль Тиллих говорит о мужестве быть частью, то мы без обиняков можем ска­зать, что быть частью — это не только акт мужества, а еще и величайшее счастье, которое в полной мере до­ступно не каждому.


Лекция 9

В нормально развивающемся, относительно стабиль­ном обществе патриотизм, как правило, свойствен боль­шинству его членов. Он может не проявляться ежеднев­но и ярко, а существовать как фон повседневных дел и поступков. Люди погружены в свои частные дела, пока не приходят потрясения общенародного масштаба, взы­вающие к участию всех в решении коллективных задач. Ученые и дворники, врачи и парикмахеры, рабочие и актеры живут своей жизнью, не слишком часто вспоми­ная о судьбах отчизны и святом отечестве. Современная повседневность замешена на тенденциях интернациона­лизации, терпимости к другим народам и культурам, и «цивильные граждане» проявляют патриотизм по боль­шей части на футбольных матчах или в ситуации попра­ния прав соотечественников. Другой вопрос — армия.

Ответственность за родину и забота о ее целостности и благополучии во все времена является необходимым ат­рибутом армейского сознания. Армия в мирное время защищает рубежи государства и готовится к его обороне, а в годину войны выступает против захватчиков. Патрио­тизм, высокий моральный дух войск, их гордость фактом служения отчизне были и остаются фундаментом армей­ских побед, поэтому патриотическая тема всегда прису­ща психологии военных. Широко известно, что неболь­шое, но воодушевленное патриотизмом войско способно порой победить превышающие силы противника, если у последних нет уверенности в правоте дела, за которое они воюют. Конечно, патриотизм не заменяет оружия, но он помогает ему быть эффективным. Не стоит забы­вать, что на войне человек каждую минуту рискует утра­тить или жизнь, или здоровье, в одно мгновение он мо­жет быть лишен будущего, и патриотизм должен быть по­истине сильным чувством, чтобы властно повелевать дей­ствиями индивидов, заставлять их по доброй воле идти на фронт, рваться в бой и стремиться к победе, несмотря на непосредственную возможность гибели.