Лекция 4

Честность и справедливость

смотреть как на самих себя, так и на окружающих. В нравственном отношении этот самообман может играть как негативную, так и позитивную роль в зависимости от того, какое мироощущение ему сопутствует и какое по­ведение из него следует.

Негативную роль самообман играет при резко завы­шенной самооценке, хорошо выражаемой формулой: «Она знала себе цену, но только двойную». У человека, знаю­щего себе двойную цену, искаженный образ себя, он мо­жет получать приятные переживания от представления о собственных достоинствах, но неизбежно сталкивается с «недооценкой» со стороны окружающих, что заставляет его вступать в конфликты, проявлять высокомерие и рья­но требовать от других признания. Честный самоанализ мог бы в этом случае придать реалистичность взгляду на себя и помочь выйти из состояния перманентной претен­зии ко всем вокруг.

Скверную службу может сослужить человеку и при­украшенное, идеализированное представление об отно­шении к нему других людей. Оно заставляет постоянно разочаровываться, испытывать горечь от того, что другие виделись исключительно милыми, добрыми и ласковыми и вдруг обнаружили гнев, зависть, грубость. Когда вмес­то ожидаемой любви получаешь тумаки и шишки, розо­вые очки слетают.

Честное видение себя и других — это максимально ре­алистическое видение.

Впрочем, некоторый самообман может играть весьма позитивную роль в человеческой жизни, что было мудро замечено и взято на вооружение современной психотера­пией. Дело в том, что человек не просто отражает реаль­ность, подобно гладкому зеркалу, но постоянно творит ее в самых разных формах — и практически, и интеллек­туально, и своими эмоциями и переживаниями. В кон­це концов смысл всему на свете приписываем мы сами! Поэтому честность — это не только реалистическое вос-


приятие, но и формирование определенных тенденций. Такой подход означает, что смотреть на самого себя че­рез розовые очки в некотором роде хорошее и полезное дело. Мы являемся тем, что мы о себе думаем, потому что действие и поступок в абсолютном большинстве слу­чаев следуют за мыслью или за установкой, сложившей­ся не без участия мыслей. Это прекрасно известно наро­ду, которому принадлежит высказывание: «Если кому-то говорить: "Свинья, свинья", то, глядишь, захрюкает». Мы становимся тем, что о себе говорим, обнаруживаем у себя те черты и свойства, которые себе приписываем. Поэтому, если один твердит себе «я трус», то, скорее все­го, он струсит. А если другой постоянно утверждает в глубине души «я храбрец», то в подходящей ситуации он может проявить храбрость. Мы способны программиро­вать себя как на дурное, так и на самое лучшее. Поэтому когда человек относится к себе самому положительно, утверждает в себе доброту, справедливость, великодушие, он непременно обнаружит эти качества, даже если сегод­ня их еще нет в нем.

То же касается и других людей. Когда мы относимся к другим людям заведомо позитивно, без подозрительнос­ти, страха и тревоги, то вызываем такое же отношение в ответ. Открытость ведет к открытости, приязнь — к при­язни. Положительное, доброжелательное, даже несколько идеализированное восприятие других как бы побуждает их тянуться вверх в ответ на высокую оценку и дорастать до своего возвышенного образа. Выпущенное в мир доб­ро возвращается добром, порой многократно умножен­ным. Конечно, случаются ошибки, но все же лучше ду­мать о людях немножко лучше, чем они есть.

Укрупненное видение лучшей стороны событий,, воз­вышающий и одобрительный взгляд на себя и на других был назван в современной психологии позитивным мыш­лением. Без обиняков можно сказать, что позитивное мышление, даже если квалифицировать его как вид