Лекция 4

Честность и справедливость

для него только витрина, ею он тешит свое самолюбие и обретает возможность доминировать над другими, зани­маясь нравоучениями. Однако когда никто не видит, хан­жа не отказывается от плотских утех и эгоистических удо­вольствий, которые так осуждает у других.

Лицемер в явной форме выражает сочувствие другим, в то время как сам тихо злорадствует, видя чужое не­счастье или неудачу. Он охает, вздыхает и проливает кро­кодиловы слезы, в то время как душа его торжествует. Или, напротив, лицемер фальшиво-ласково улыбается, всеми силами изображает радушие и приязнь, тогда как человек, которому он выказывает любезность, ему вовсе не приятен, быть может, даже противен, и уж во всяком случае вызывает раздражение.

Не является ли в таком случае всякая вежливость ли­цемерием? Полагаю, что нет. Вежливость — общеприня­тая форма поведения, способ выражения безличной при­язни, и всякий воспитанный человек бывает вежлив с другими независимо от того, нравятся они ему или нет. Но если человек неприятен вам, а вы вместо простой веж­ливости начинаете выказывать фальшивое расположение, из кожи вон лезть, демонстрируя отсутствующую симпа­тию, да еще делаете это в своекорыстных целях — тогда перед нами лицемерие в действии.

Определенной разновидностью лицемерия можно счи­тать лесть. Лестью называют неумеренные похвалы, не соответствующие реальным достоинствам человека. Льстят, желая расположить другого к себе, стремясь получить по­кровительство, помощь, поддержку, протекцию, соби­раясь извлечь выгоды из полезного знакомства. Лестью покупают дружбу и благоволение. Льстец может прекрас­но отдавать себе отчет в том, насколько расточаемые им сладкие слова далеки от реалий, но он будет еще красно­речивей, еще восторженней петь хвалебные песни, хотя, вполне вероятно, сам же втихомолку потешается над са­мовлюбленным ослом, который развесил уши, слушая


его воркотню. Что поделаешь? Люди любят лесть. Вот одна из мудрых сентенций: «Почему нам приятна лесть? Потому что она правдива...»

Если неумеренные похвалы, столь приятные для слу­ха большинства людей, искренни, их не следует считать лестью. Лесть возникает тогда, когда у говорящего есть двойное дно, корыстный умысел. Льстец-лгун перестает льстить, как только добивается своего, как только стано­вится независим от того, чья приязнь была нужна ему. В этом коварство лести: льстец — потенциальный преда­тель, готовый сказать вчерашнему кумиру, что на самом деле он просто доверчивый болван.

Особыми формами обмана являются разного рода ро­зыгрыши и шутки, цель которых — не корысть, а забава. Шутка и розыгрыш могут быть восприняты положитель­но только тогда, когда они реально не приносят зла, не унижают достоинства другого человека и не доводят его до инфаркта.

В этической литературе на протяжении столетий об­суждается тема лжи во спасение или добродетельного об­мана. Подобный обман считается допустимым, прости­тельным. Это вроде и не обман вовсе, а вполне благое дело. Например, если вашего друга ищут убийцы, то вы вправе солгать им, что он пошел направо, в то время как он отправился налево. Впрочем, Иммануил Кант считал и такую ложь недопустимой, справедливо полагая, что она может не привести к должному практическому ре­зультату, и в то же время останется ложью.

Тем не менее, в жизни есть целый ряд ситуаций, когда большинство людей считают обман не только допустимым, но и единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью считается обмануть врага, спутать его расчеты, дезориентировать его, дабы выиграть войну или хотя бы сражение. Специальные службы занимаются системой дезинформации, призванной ввести в заблуждение про­тивника, за успешную операцию такого рода исполните-