Натурализм

Лекция 5. Европейские художественные направления в XIX-XX веках

Эстетизм и символизм

Эстетизм и символизм – направления в художественном творчестве, провозгласившие самоценность искусства. Эстетизм сложился в 50-е годы XIX века как реакция на односторонность и тенденциозность революционно-демократической эстетики, представленной Белинским и Чернышевским. Боткин, АнненскийиДружинин стали авторами так называемой «артистической критики», они проповедовали «поэтически-музыкальное отношение искусства к действительности». Задача искусства – отрыв от действительности, вознесение над нею.

Символизм – широкое художественное направление конца XIX – начала XX века. Д.Мережковский и З.Гиппиус, В.Брюсов и К.Бальмонт, А.Белый и А.Блок внесли вклад в теорию и практику символизма. Все они исходили из убеждения в существовании высшей реальности, отразить которую можно лишь символически. Символизм практиковал приемы, близкие средневековому искусству: орнамент, графику, условность. Задачей искусства считалось обнаружение связи видимого и невидимого мира. Произведение подлинного искусства вневременно и самоценно, ибо только иррациональный творческий порыв позволяет постичь подлинную сущность мира. Искусство не имеет социальной функции, искусство существует для искусства.

Эстетика XIX-XX века сформировалась в условиях капитализма. Это, с одной стороны, приводит к тому, что в искусстве выражаются вкусы буржуа, а само искусство становится товаром. С другой, искусство стремится завоевать автономию от социальных процессов, утвердить свою особую роль и функции. Применительно к XIX-XX вв. мы рассмотрим некоторые художественные направления в европейском искусстве, а также несколько эстетических проблем, возникших в этот период.

Натурализм – художественный метод, сложившийся под влиянием философии позитивизма, которая провозглашала приоритет позитивного, конкретного научного знания над умозрительными философскими рассуждениями. Такие принципы позитивизма провозгласил французский философ Огюст Конт. Кроме того, под влиянием теории Ч.Дарвина социальные процессы стали сводиться к биологическим, а источником художественного творчества считаться физиология и психика человека. Искусство трактовалось как результат неотвратимого действия наследственности и материальной среды.

Главным теоретиком натурализма являлся английский философ И.Тэн. В своей «Истории английской литературы» он применил естественнонаучные методы к анализу художественной культуры и выделил три компонента, которые определяют характер искусства: раса, среда, момент. Во-первых, биология каждой расы определяет национальный характер, в соответствии с которым складываются и формы искусства. В частности, специфика культуры германских и культуры романских народов объяснялась данным компонентом. Во-вторых, географическая и климатическая среда оказывает влияние на формы искусства. В-третьих, всякая художественная культура проходит в своем развитии периоды становления, зрелости и угасания, каждому моменту этого процесса соответствуют особые явления в искусстве.

В 70-80 годы XIX века в натуралистическом искусстве были подняты общественно значимые темы. Литература натурализма подробно показывала жизнь угнетенных и указывала на необходимость изменения «среды». Романы Э.Золя и Г.Мопассана представляют собой прекрасный образец социальной критики.

Натурализм как художественный метод предполагал стремление к внешнему правдоподобию, протокольности, детальному описанию единичного (в противовес реализму, предполагающему необходимость обобщения и типизации).