Лекция 2. История эстетических учений

Эстетика и другие науки

Как уже отмечалось, эстетика – философское учение, она изучает эстетическое отношение как одно из фундаментальных особенностей человеческого бытия. Эстетика исследует психологию творческого процесса и психологию художественного восприятия. Эстетика включает также социологию искусства, анализ роли искусства в общественной жизни, а также интересуется социальными предпосылками тех или иных представлений о красоте. Эстетику и культурологию объединяет внимание к художественной культуре, выработанной человечеством. Искусствоведение занимается анализом тенденций в художественном процессе, оно специализировано в соответствии с разными видами искусства, эстетика же изучает сущность и функции всякого искусства, базовые закономерности его развития. Наконец, художественная критика, которая разбирает конкретные произведения, поставляет эстетике конкретный материал для анализа, и в свою очередь, руководствуется общими эстетическими критериями.

Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н.э.).
- Эстетика пифагорейцев.
- Эстетика софистов.
- Эстетика Сократа.
- Эстетика Платона.
- Эстетика Аристотеля.
- Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном».
Эстетика Средних веков и эпохи Возрождения.
- Эстетика Византии (IV-XV вв.).
- Эстетика европейского средневековья.
- Эстетика эпохи Возрождения.
Эстетика Нового времени.
- Эстетика классицизма.
- Эстетика барокко.
Эстетика французского Просвещения.
Эстетика немецкого Просвещения и романтизм.
Эстетика в немецкой классической философии.
- Эстетика И.Канта.
- Эстетика Г.В.Ф.Гегеля.
Русская эстетика XIX-XX века.
- Основная проблема эстетики XIX века.
- Эстетика В.Г.Белинского.
- Эстетика Н.Г.Чернышевского.
- Эстетизм и символизм.
Европейские художественные направления в XIX-XX веках.
- Натурализм.
- Элитарное и массовое искусство.
- Теория «искусства для искусства».
- Модернизм.
- Постмодернизм.

Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н.э.)

С эстетической точки зрения древний грек относился к миру как пластическому телу, скульптуре, поэтому предметом эстетики стала видимая форма, гармония и мера которой соответствовали гармонии мироздания. В результате вся философия была как бы эстетикой, древнегреческие философы считали, что сущность мира открывается в «созерцании» как высшей форме духовной деятельности.

Поскольку древние греки мылили мир как космос, который в противовес хаосу предполагает порядок, постольку ранняя греческая эстетика была космологической, т.е. красота, гармония, пропорция, мера, в первую очередь были свойствами мироздания.