Информационные системы в локальных сетях

Тупики

Если не управлять доступом к совместно используемым объектам, то между потребителями ресурсов могут возникать тупиковые ситуации (клинчи, "смертельные объятия" или блокировки). Следует отличать понятие блокировки в смысле контроля доступа к объектам (мы придерживаемся такого термина) от блокировки в смысле тупикового события.

Существует два основных вида тупиков:

взаимные (deadlock)

односторонние (livelock).

Простейшим случаем взаимного тупика является ситуация, когда каждый из двух пользователей стремится захватить данные, уже захваченные другим пользователем (рис. 4.8а). В этой ситуации пользователь-1 ждет освобождения ресурса N, в то время как пользователь-2 ожидает освобождения от захвата ресурса М. Следовательно, никто из них не может продолжить работу.

В действительности могут возникать и более сложные ситуации, когда выполняются обращения трех и более пользователей к нескольким ресурсам. Пример одной из таких ситуаций приведен на рис. 4.86.

Односторонний тупик возникает в случае требования получить монопольный доступ к некоторому ресурсу как только он станет доступным и невозможности удовлетворить это требование.

Системы управления распределенными БД, очевидно, должны иметь соответствующие средства обнаружения или предотвращения конфликтов, а также разрешения возникающих конфликтов. Одной из наиболее сложных является задача устранения конфликтов в неоднородных системах в случае, если некоторая программа не обрабатывает или обрабатывает некорректно сигналы (уведомления) о наличии конфликтов. При этом важно не только сохранить целостность и достоверность данных в распределенных БД, но и восстановить вычислительный процесс, иногда парализующий пользователей и программы ожиданием чего-то.

Пользователи и разработчики приложений в распределенной среде должны предусматривать обработку сигналов о тупиках.

Локальная вычислительная сеть дает пользователю прежде всего возможность более эффективной организации групповых работ и совместного использования аппаратных ресурсов: принтеров, факсов, модемов, сканеров, дисков и т. д., а также программно-информационных ресурсов, в том числе баз данных. Рассмотрим основные схемы организации работы с данными в ЛВС.

Спектр возможных схем построения информационной системы в ЛВС существенно зависит от возможностей используемых СОС.

Основным сервисом современных ЛВС, независимо от типа управления в них (централизованные или одноранговые), является предоставление доступа одного компьютера (компьютера-клиента) к дискам, каталогам (папкам) и файлам другого компьютера (компьютера-сервера). Так, при обращении к внешнему файлу СОС сначала передает по сети файл (часть файла) в оперативную память компьютера, а по завершении работы с ним при необходимости возвращает обновленную версию. Кроме того, полезной функцией является возможность запуска на компьютере программ, хранящихся на другом компьютере.

Эти возможности примерно в равной мере предоставляются сетевыми ОС такими, как Novell NetWare З.х (4.х), Windows NT и Windows 95/98. Более слабые сетевые пакеты и утилиты могут предоставлять доступ к информации без автоматического запуска программ. В этом случае пользователь должен сначала скопировать программы и файлы с другого компьютера на свой, после чего запустить программу.

Как и на отдельном компьютере, в ЛВС пользователь может управлять БД с помощью средств некоторой СУБД или работая с приложением. В общем случае приложение может выполняться под управлением СУБД или ее ядра, либо быть независимым и выполняться как автономная программа. Для удобства в дальнейшем под СУБД будем понимать любой из этих вариантов.

В локальной сети персональных ЭВМ выделяют следующие три варианта создания информационной системы:

типа файл-сервер;

типа клиент-сервер;

основанные на технологии intranet.

Информационные системы типа файл-сервер можно строить двумя способами:

с использованием несетевых СУБД, предназначенных для применения на отдельной машине;

с использованием сетевых СУБД, разрабатываемых для применения в ЛВС.

Под сетевой СУБД здесь понимается система с произвольной моделью данных (не обязательно сетевой), ориентированная на использование в сети.

Программы несетевой СУБД и используемые ею данные могут храниться на компьютере-сервере (КС) и на компьютере-клиенте (КК).

Запуск и функционирование несетевой СУБД, хранящейся на КК и работающей с локальными данными не отличается от обычного режима работы на отдельной ПЭВМ. Если используемые данные хранятся на КС, файловая система сетевой ОС "незаметно" для СУБД выполняет подгрузку нужного файла с удаленного компьютера. Заметим, что не каждая несетевая СУБД без проблем работает в среде любой сетевой ОС.

Если несетевая СУБД используется несколькими пользователями сети, то ее программы, а также БД или ее часть в целях экономии дисковой памяти эффективнее хранить на КС. Хранимую на КС БД будем называть центральной БД (ЦБД), а хранимую на КК БД - локальной БД (ЛБД). При запуске СУБД в таком варианте на каждый КК обычно пересылается полная копия основной программы СУБД и один или несколько файлов ЦБД (рис. 4.9). После завершения работы файлы ЦБД должны пересылаться с КК обратно на КС для согласования данных.

Существенным недостатком такого варианта применения несетевых СУБД является возможность нарушения целостности данных при одновременной работе с одной БД нескольких пользователей. Поскольку каждая копия СУБД функционирует "не зная" о работе других копий СУБД, то никаких мер по исключению возможных конфликтов не принимается. При этом элементарные операции чтения-записи одних и тех же файлов, как правило, контролирует сетевая ОС.

В качестве примеров несетевых СУБД можно назвать первые версии системы dBase III Plus, dBase IY и FoxBase.

Сетевые СУБД не имеют указанного недостатка, так как в них предусматривается "контроль соперничества" (concurrency control). Средства контроля позволяют осуществлять координацию доступа к данным, например, введением блокировок к файлам, записям и даже отдельным полям записей (рис. 4.10).

В сетевых СУБД с коллективным использованием файлов БД по-прежнему вся обработка информации производится на КК, а функции КС сводятся к предоставлению большой дисковой памяти. Такой подход нельзя считать эффективным, так как для обеспечения приемлемой скорости процесса обработки информации КК должен обладать высоким быстродействием и иметь большую емкость оперативной памяти., Кроме того, пересылка копий файлов БД и команд управления блокировками по линиям связи существенно увеличивает нагрузку на подсистему передачи данных, что снижает общую производительность сети.

Примерами сетевых СУБД являются: FoxPro 2.5 для Windows, dBase IY, Paradox. 3.5 для DOS.

Информационные системы типа клиент-сервер отличаются от систем типа файл-сервер прежде всего тем, что программы СУБД функционально разделены на две части, называемые сервером и клиентом. Между клиентской и серверной частями системы возможны различные варианты распределения функций (подраздел 4.2).

Клиент, или фронтальная программа, отвечает за интерфейс с пользователем, для чего преобразует его запросы в команды запросов к серверной части, а при получении результатов выполняет обратное преобразование и отображение информации для пользователя.

В роли клиента выступает пользовательская (разрабатываемая для решения конкретной прикладной задачи программа) или готовая программа, имеющая интерфейс с серверной программой. В качестве готовых клиентских программ могут использоваться текстовые процессоры, табличные процессоры и даже СУБД (например, Access, FoxPro и Paradox).

Сервер является основной программой, выполняющей функции управления и защиты данных в базе. В случаях, когда вызов функций сервера выполняется на языке SQL, а именно так часто и происходит, его называют SQL-сервером.

В качестве сервера может использоваться ядро профессиональной реляционной СУБД (например, Informix 7.x и Sybase System 10) или некоторый SQL-сервер (например, Novell NetWare SQL и Microsoft SQL Server).

Структуру информационных систем типа клиент-сервер упрощенно можно представить как показано на рис. 4.11.

Основная часть обработки информации по формированию запросов, составлению отчетов, представлению данных в удобной для пользователя виде и т. д. выполняется на КК. Полные копии файлов БД из КС на КК и обратно (как в случае систем на базе сетевых СУБД) не пересылаются, поскольку для организации полноценного взаимодействия, как правило, достаточно иметь на КК необходимые в данный момент времени записи БД. Все это существенно снижает траффик в сети, ослабляет требования по ресурсам к КК, позволяет создавать более эффективные и надежные информационные системы.

В последнее время на компьютере-сервере, кроме собственно данных, хранят Программы обработки данных и запросы. Это обеспечивает увеличение скорости обработки данных (программа обработки либо запрос находится "рядом" с данными), а также эффективность хранения и администрирования программ и запросов общего пользования в одном месте (на компьютере-сервере).

Хранимые на компьютере-сервере программы (процедуры) обработки данных называют хранимыми процедурами.

Разновидностью хранимой процедуры является так называемый триггер. Триггер (триггерная процедура) автоматически вызывается при возникновении определенных событий в БД. В качестве событий могут быть следующие: операции вставки, обновления и удаления отдельных записей, колонок и полей записей и другие. Примером триггера является программа, запускающая процесс посылки сообщения по электронной почте при достижении размера БД (количества записей) предельного значения.

В БД сервера некоторых систем можно хранить и сами запросы, называемые хранимыми командами. Совокупность хранимых команд - это поименованная совокупность команд, получаемых в результате компиляции SQL-запроса. Хранимые команды выполняются значительно быстрее, чем соответствующий SQL-запрос Основная причина ускорения состоит в том, что при выполнении хранимых команд не требуется синтаксический разбор запросов. Дополнительное ускорение выполнения запросов может быть получено в тех случаях, когда сервер БД не просто сохраняет коды команд запросов, а производит оптимизацию сохраняемого кода.

С хранимыми процедурами и командами связано понятие курсора, отличающееся от привычного понятия курсора как указателя текущей позиции на экране монитора. В разных СУБД - это близкие, но несколько отличающиеся понятия. Наиболее широко это понятие трактуется в СУБД SQLBase. Здесь курсор может означать следующее:

идентификатор сеанса связи пользователя с СУБД;

идентификатор хранимых команд и процедур;

идентификатор результирующего множества;

указатель текущей строки в результирующем множестве, обрабатываемом клиентским приложением.

Программы сервера (основные, хранимые процедуры и триггеры) могут быть выполнены как обычные программы (Windows 95/98), либо как специально загружаемые модули сетевой ОС (NLM-модули в сети Novell). Программы клиента в общем случае хранятся на КС или на КК, или в обоих местах.

В настоящее время среди программных продуктов существует огромное количество универсальных (в смысле пригодности работы с различными серверами БД) средств разработки систем типа клиент-сервер, к числу которых относятся: Delphi (Borland), Power Builder (Powersoft), ERwin (LogicWorks), Visual Basic (Microsoft), CA-Visual Objects (Computer Associates), SQL Windows (Gupta) и другие. Кроме того, существуют средства разработки в рамках определенных СУБД (например, для Oracle 7 - Designer/2000). Все подобные средства, как правило, относятся к CASE-системам (раздел 7).

При построении информационных систем типа клиент-сервер возникает проблема доступа со стороны СУБД или приложений, разработанных в одной среде, к данным, порожденным другой СУБД. В среде Windows эта проблема решается с помощью стандартного интерфейса ODBC (Open Database Connectivity - совместимость . .открытых баз данных) фирмы Microsoft. Основное его назначение заключается в обеспечении унифицированного доступа к локальным и удаленным базам данных различных производителей.

Схема доступа приложений к базам данных с помощью ODBC показана на рис.4.12. Доступ приложения к данным происходит путем вызова на языке SQL стандартных функций интерфейса ODBC. На компьютере-клиенте при этом должна функционировать операционная система MS Windows с интерфейсом ODBC.

 

Рис. 4.12. Схема доступа к БД с помощью ODBC

 

Взаимодействие приложения с данными производится с помощью менеджера (диспетчера) драйверов, который подключает необходимый драйвер в соответствии с форматом данных СУБД. Драйвер СУБД, используя сетевые средства, как правило, коммуникационные модули конкретной СУБД, передает SQL-операторы серверу СУБД. Результаты выполнения запросов на сервере передаются обратно в приложение.

Рассмотренные схемы функционирования СУБД и внешних приложений касаются наиболее типичных вариантов их построения.