Это триединство сохраняется при любом виде чтения.

Обучение чтению

Подготовка к письму

- развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия

- шаблоны, трафареты, штриховка, шнуровки, рисование, пальчиковая гимнастика

 

Неотъемлемой частью этой работы является развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия. Они помогут первоклассникам лучше различать графические образы букв, понимать картинки и т.д. Задания этого направления представлены составлением композиций из геометрических фигур, цветных полосок.

 

Первые задания, связанные с обведением контура фигур, самостоятельным дорисовыванием картинок на разные темы, имеют диагностический характер и помогают учителю определить степень сформированности графических умений детей (умение держать карандаш, проводить линии заданной формы по контуру, по собственному замыслу). Дальнейшая работа ориентирует на поэтапное совершенствование мелкой моторики детей, что является непосредственной подготовкой к написанию букв.

 

Используется большое количество заданий на рисование в строке бордюров из геометрических фигур и линий различных направлений. Эта работа готовит первоклассников к работе на листе тетради, в рабочей строке. Параллельно предлагаются различные варианты воспроизведения комбинаций из цветных полосок, штриховка, рисование фигур по начальным точкам.

 

В конце добукварного периода учитель готовит первоклассников к работе в тетради. Это рисование в строке элементов букв, похожих на знакомые предметы, письмо элементов букв в бордюрах, печатание знакомых образов букв.

 

 

 

Чтение – вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного.

 

Психофизическая основа чтения – взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов, процессов мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

 

Умение читать включает в себя:

- соотнесение имеющихся представлений о зрительном образе речевой единицы с увиденным (увидеть);

- соотнесение зрительного образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом (произнесение);

- соотнесение зрительного образа речевой единицы с его значением (понять).

 

1 этап – аналитическое чтение (единица чтения буква-слог, понимание отстает от произношения).

2 этап – синтетическое (единица чтения – слово, понимание приближается к произношению).

3 этап – автоматизированное (единица чтения – словосочетание, предложение, абзац, понимание опережает произношение).

 

Обучение грамоте детей с ИН осуществляется аналитико-синтетическим методом, который является ведущим и в обучении детей с нормальным интеллектом. Однако аналитическая цепочка в условиях специальной школы становится очень короткой: звук выделяется из слова, минуя этап выделения слова из предложения и деления слова на слоги. Более того, изучаемый звук определяется только в двух позициях: в начале и конце слова.

 

 

Умения, необходимые для успешного формирования навыка чтения:

- сформированность фонетического восприятия, т.е. умения дифференцировать и различать фонемы.

- сформированность фонематического анализа, т.е. умения выделять звуки из речи.

- сформированность зрительного анализа и синтеза, т.е. определения сходства и различия букв.

- сформированность пространственных представлений (лево, право, верх, низ, за, около и т.п.).

- сформированность зрительного мнезиса, т.е. способности к запоминанию зрительного образа букв.

- сформированность связной устной речи, т.е. способности классифицировать предметы, обобщение предметов, правильные и грамматически верные ответы, объяснение назначения предметов.

- эмоциональная развитость, т.е. устойчивое внимание.

- хорошая развития мелкая и крупная моторика.

- умение работать самостоятельно, хорошая переключаемость, выполнение инструкции.

- сформированность умения общаться со сверстниками.

 

 

Трудности формирования навыков чтения:

- нарушение фонематического слуха

- нарушение пространственного восприятия

- взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями

- нарушения поведения и работоспособности

- сложности запоминания знаков

- трудности в дифференциации звуков и букв

- трудности в слиянии звуков в слоги

- сложности в осуществлении звукового анализа

 

Дети с нормальным интеллектом уже на первом году обучения с первого этапа (аналитического) переходят на второй (синтетический). В последствии переходят на этап автоматизированного чтения, текст воспринимается ими глобально. Умственно отсталые школьники на протяжении 1 и 2 класса, а иногда и дольше, фактически остаются на первом этапе.

 

 

Задачи работы на уроках чтения в 1 классе:

- Помочь учащимся запомнить буквы и дифференцировать их.

- Научить соотносить звук и букву.

- Отрабатывать послоговое чтение.

- Помочь учащимся научиться понимать прочитанное.

 

Дислексии (от греческого «дис» – нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» – читать) – это состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. Дислексии присущи не только умственно отсталым детям, но также и детям с достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, отсутствием нарушений слухового и зрительного анализаторов. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» – головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.

 

Алексия (от греческого «а» – отсутствие, «лего» – читаю) – полная неспособность или потеря навыка овладения процессом чтения.

 

Дислексии включают в широкую клиническую категорию «задержек психического развития».

 

 

Виды дислексий:

Аграмматическая дислексия – недоразвитие грамматического строя речи.

Вербальная – нарушения при чтении слов.

Литеральная – нарушения при изолированном узнавании и различении буквы.

Мнестическая – трудности усвоения всех букв, недефференциация, замены.

Оптическая – трудности усвоения и смешение сходных графических букв, их замены, к оптической дислексии относят зеркальное чтение.

Семантическая – нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста при правильной технике чтения.

Тактильная – у слепых детей трудности в дифференциации тактильного восприятия букв азбуки Брайля.

Фонематическая – связана с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

 

 

Типичные ошибки при дислексии:

неусвоение букв;

побуквенное чтение;

замены гласных;

замены согласных, близких по слухопроизносительным признакам;

добавление гласных;

перестановки звуков;

перестановки слов;

замены слов;

нарушение понимания читаемого.

 

 

 

Стимуляция осознания звуковой стороны речи:

игры: «Кто придумает конец…», «Какое слово потерялось?», «Какой звук потерялся?», «Подскажи Петрушке звук»;

подбор картинок к словам-паронимам и т.п.

 

Стимуляция смыслового внимания:

игры и упражнения типа: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делаю?» и т.п.

 

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений:

отхлопывание слоговой структуры слова;

игра «Телеграф» (учитель отстукивает слоговую структуру слова, дети должны подобрать слово) и др.

 

 

Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления:

«Догадайся, что нарисовал художник». Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него – квадрат поменьше, который разделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?

складывание разрезных картинок, называние геометрических фигур, их размера, обозначение их в пространстве, угадывание по описанию и т.п.

 

Формирование изобразительно-графических способностей:

дорисуй рисунок (рисунок не закончен);

дорисовать предмет (недостающие детали);

воспроизведение фигуры или нескольких фигур по памяти;

письмо букв и слов по шаблонам и т.п.

 

Последовательность действий и планирование:

игры на выполнение многошаговых инструкций (по памяти – словесная инструкция, по значкам). Игра «Найди клад!»

 

Последовательность в пространстве:

«Собери бусы» (нанизать, раскрасить по образцу, по памяти);

игры «Что изменилось?» (изменение последовательности);

«Живые цепочки». Учитель строит детей в цепочку в определенной последовательности, в зависимости от карточек в руках у детей. Затем цепочка рассыпается, ведущий должен ее собрать.

 

 

 

Последовательность во времени:

отстукивание ритмов (по образцу или схеме);

физминутка на последовательное выполнение движений;

порядок времен дня, года, дней недели (по картинкам, словесно).

 

Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно:

«Картинки-невидимки» – перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (рисунки, фигуры, цветные кружочки). Каждая картинка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Из набора карточек с разным расположением картинок ребенок должен выбрать ту, которая идентична его варианту. Затем картинки переворачиваются и сличаются с выбранным вариантом.

 

Последовательность в речи:

порядок фраз в рассказе;

последовательность в стихах типа «Дом, который построил Джек»; «Хозяйка сдавала в багаж», «Ехал Ваня на коне», «Робин Бобин Барабек», «Замяукали котята, не желаем мы мяукать, мы хотим как поросята - хрюкать» и т.п.

последовательность в сказках тип «Репка», «Колобок», «Теремок».

 

Развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания:

на развитие устойчивого внимания игры «Кто с кем разговаривает по телефону?», «Кто к кому идет в гости?»

на переключение внимания – посчитать количество изображений двух видов, не обращая внимание на другие;

на развитие способности произвольно переключать внимание – чтение алфавита, который перемежается цифрами, отыскивание цифр (букв в алфавите) только заданного цвета.


 

 

Упрочнение звукобуквенных связей:

формирование стабильного графического образа буквы – обводка по контуру выпуклых рельефов букв, рисование на ладони, на манке, лепка из пластилина, рисование в воздухе, опознание «наждачных» букв;

деление детьми слов текста на слоги;

игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!» и т.п.

 

Автоматизация слогослияния:

использование различного рода слоговых таблиц.

 

Формирование понимания текста:

пересказ;

подбор сюжетных картинок;

упражнения типа: «Чем я буду есть суп? Дай мне … вилку, ложку».

 

 

 

Структура урока, направленного на формирование навыков чтения:

Артикуляционная гимнастика, логоритмика, дыхательная гимнастика, определение звука по артикуляции.

Повторение пройденного материала.

Выделение звука из речи, отбор картинок, в названиях которых есть изучаемый звук; выполнение учениками различных действий (хлопанье в ладоши, приседание, показ знака светофора и т.п.) на слова с заданным звуком; называние детьми слов с требуемым звуком в прочитанном учителем четверостишии; выделение звукоподражательного слова из предложения. Следующим этапом работы со звуком является его выделение из начала или конца слова. Каждое новое слово сопровождается демонстрацией картинки. Под картинкой дается условно-графическое изображение слова и указывается квадратиком выделяемый звук. Выделенный звук характеризуется с точки зрения его отнесенности к гласным или согласным фонемам, звонким или глухим согласным.

 

 

Структура урока, направленного на формирование навыков чтения (продолжение):

Характеристика звука – согласный, гласный, каким цветом обозначаем. Алфавитного произнесения буквы нет, буква произносится как звук.

Запоминание буквы – печатание, лепка, написание в воздухе, дорисовывание элементов, работа с разрезной азбукой.

Чтение слоговых структур – чтение по подобию, чтение с подготовкой, чтение по следам живого анализа, чтение слога с протяжным произнесением согласной, работа со слоговыми таблицами.

 

 

Структура урока, направленного на формирование навыков чтения (продолжение):

Чтение и составление слов из букв разрезной азбуки, составление слов по слоговым таблицам, по слоговым карточкам, по слоговой лесенке.

Рассматривание страницы букваря, букв, иллюстраций, схем, работа над звуковым анализом и синтезом.

Дополнительное чтение по заданию учителя (по букварю, карточкам), по цепочке, с эстафетой, с воображаемым магнитофоном, выборочное чтение, хоровое чтение.

 

 

Структура урока, направленного на формирование навыков чтения (окончание):

Работа со страницей букваря, иллюстрация, ответы на вопросы, чтение, пересказ.

Для развития фонематического слуха используются задания:

игра «Раз, два, три, без ошибок повтори!» (на – ма, ма – на);

подбор картинок с парами слов, отличающихся одним звуком (почка – бочка);

чем отличаются слова «козы – косы»;

составление звукобуквенной схемы; определение места звука в слове; определение наличия звука в слове.

Работа по развитию устной речи проводится на протяжении всего урока:

работа над пониманием того, что читают, различие числа существительных;

уменьшительно-ласкательные формы слова;

правильное употребление формы слова;

игры типа «Доскажи словечко»; «Чей домик?», «Чья мама?»;

вставка пропущенного слова в предложение; составление предложения по схеме, по опорному слову, по картинке;

работа с деформированным предложением;

составление предложения по картинно-графической схеме;

ответы на вопросы к тексту; работа над рассказыванием, пересказом.

 

 

Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:

акустический (услышать и выделить звук);

артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков);

зрительное представление графического образа звука (перевод звуковой структуры в графические знаки);

удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация;

наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.

 

При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.

 

Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.

 

У процесса письма можно выделить три компонента: творческий, графический и орфографический. Умственно отсталые первоклассники овладевают только графическим компонентом.

 

 

Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, у умственно отсталых детей крайне несовершенен. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

 

Типичные ошибки умственно отсталых детей при письме:

длительное запоминание буквы;

смешение буквенных знаков;

неправильное начертание буквы;

неверное расположение букв на тетрадном листе;

зеркальность письма;

затруднения в соотнесении звука с соответствующей буквой;

неправильное соединение букв в слоге.

 

 

Типичные ошибки умственно отсталых детей при письме (продолжение):

не отделяют гласные звуки от согласных (стол – стл);

смешивают акустически сходные звуки (Барбос – Парпос);

переставляют буквы, т.е. нарушают строение слова (кошка – кокша);

пропускают и переставляют местами слоги (сушили – сушли, защита – затащи).

 

 

 

Дисграфия (от греческого «дис» – затруднение, нарушение, отклонение от нормы и «графо» – писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов и в предложении, аграмматизмы на письме.

 

Аграфия (от греческого «а» – неспособность и «графо» – письмо) – полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.

 

 

Виды дисграфий:

Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического строя речи, может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Акустическая (фонематическая) – обусловлена расстройством дифференциации фонем и проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи произносятся правильно).

Артикуляторно-акустическая – в основе лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, неправильное проговаривание.

Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса (узнавание), анализа и синтеза, пространственных представлений. Происходят замены и искажения букв, зеркальность письма.

Вербальная – оптическая дисграфия, изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова искажаются, замены букв оптического характера.

Литеральная – оптическая дисграфия, нарушение воспроизведения изолированных букв.

На почве нарушения языкового анализа и синтеза – нарушения деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа, искажение структуры слова и предложения.

Идеаторная – связана с особенностями психофизического состояния человека (преобладание процесса возбуждения или торможения).

 

 

 

Тренировка пространственно-зрительного восприятия и зрительной памяти, а также предупреждение ошибок на уровне буквы:

копирование различных фигур и их сочетаний, дорисовывание фигур;

отработка понятий «право», «лево», «верх», «низ»;

постановка точки в заданном учителем месте;

соединение точек в заданном направлении;

выкладывание букв из палочек, элементов-шаблонов, ощупывание букв;

нахождение недостающего элемента, написание буквы и т.п.

 

Предупреждение ошибок на уровне слога:

придумывание и записывание слов на заданный слог в разной позиции (сани, лиса);

работа со схемой слога и запись слога к схеме и т.п.

 

Предупреждение ошибок на уровне слова:

отработка понятия «слово», в том числе и предлог;

работа над постановкой правильного ударения в слове (протяжно тянем нужную букву);

работа со схемой слова и подбор слов к заданной схеме;

подбор и запись групп однокоренных слов;

составление и запись слов из разбросанных слогов, букв;

работа с синонимами и антонимами и т.п.

 

Предупреждение ошибок на уровне словосочетания:

сочетание существительного с прилагательным (яблоко какое?);

сочетания существительных с глаголами;

сочетание существительных с числительным и т.п.

 

 

Предупреждение ошибок на уровне предложения:

составление предложений к различным схемам;

работа с деформированным предложением;

работа с предложением, в котором пропущены предлоги;

пропуск прилагательного в предложении;

пропуск наречия в предложении;

пропуск глагола и т.п.

 

Предупреждение ошибок на уровне текста:

работа с деформированным текстом;

составление связного рассказа из смешанных фраз;

составление рассказа по серии картинок, по данному началу и концу, по одной картинке, по опорным словам.

 

Различные виды списывания:

с рукописного текста;

с печатного текста;

осложненное заданиями логического и грамматического характера.

 

Проведение различных видов диктантов:

слуховые диктанты со зрительным самоконтролем;

графические диктанты.

 

 

Основные задачи по коррекции дисграфии:

Помочь запомнить буквы письменного шрифта.

Научить соотносить звуки и буквы печатного и письменного шрифта.

Научить ориентироваться на листе бумаги.

Научить списывать с текста.

Научить писать по слуху.

 

 

 

Основные требования к уроку письма;

Большая часть урока отводится либо подготовительной работе, либо письму.

Проведение гимнастики для пальцев.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований (посадка, положение тетради, чередование труда и отдыха для руки ребенка) .

Предварительный анализ того, что дети будут писать.

Проведение двух физминуток.

 

 

Структура урока письма:

Пальчиковая гимнастика.

Повторение пройденного материала.

Знакомство с новой буквой. Дети рассматривают печатные варианты букв, затем письменные. Для формирования прочного зрительного образа письменной буквы используется прием практического конструирования букв в виде игр: «Собери букву», «Буква сломалась», «Отремонтируй букву» и т.п. Письмо элементов буквы и самой буквы по контуру, точкам-ориентирам.

Работа по развитию фонематического слуха и звукового анализа. Работа со схемой слога, слова. Обязательное проговаривание во время написания.

Повторное письмо буквы. Написание слогов с изучаемыми буквами. Учащимся дается образец написания слогов. Учитель, обращает внимание детей на то, что буквы в слоге могут соединяться разным способом (верхнее, нижнее и среднее соединение).

 

 

Структура урока письма (продолжение):

Списывание с печатного или рукописного текста с обязательным проговариванием. Задания, направленные на развитие и коррекцию речесмыслительных умений учащихся:

дописывание слов в предложении с опорой на иллюстрацию или схему слова;

составление и запись предложения с опорой на иллюстрацию и схему предложения;

ответы на вопросы с опорой на иллюстрацию;

разбор и запись пословиц, стихотворений, поговорок с опорой на иллюстрации.

Письмо по слуху с предварительной подготовкой:

слово выкладывается из букв, проговаривается, затем буквы переворачивают и пишут слово под диктовку учителя;

составление условно-графической схемы слова, слово проговаривается, затем пишется под диктовку;

составление предложения по картинке;

составление предложения по условно-графической схеме;

запись предложения и т.п.

Проведение двух физминуток.

Рисование бордюров. Письменные работы могут отделяться друг от друга орнаментом (бордюром). Рисование бордюров, узоров и т.п. не только способствует отработке определенных и необходимых в процессе письма движений, но и развивает у школьников пространственное воображение, наблюдательность, что положительно сказывается на формировании их познавательной деятельности и отношении к письму.

 

 

 

Практические грамматические упражнения – это особая система и особый этап работы, который по времени охватывает со 2-го по 4-ый год обучения, хотя первоначальные языковые обобщения даются учащимся уже в 1-ом классе. Это такие понятия, как гласные и согласные звуки, построение простого предложения и т.п.

 

На данный этап (раздел называется «Грамматика, правописание и развитие речи») отводится 5 часов в неделю во 2-3 классах и 4 часа в неделю – в 4-ом классе.

 

Впервые термин «практические грамматические упражнения» для обозначения этапа работы ввел М.Ф. Гнездилов.

 

Основными целями этого этапа являются:

Восполнение речевых пробелов, которые возникли у учащихся в дошкольной речевой практике.

Подготовка учащихся к изучению систематического курса практической грамматики в старших классах.

 

Соответственно с этими целями формируются и задачи работы:

Развивать интерес к языку.

Формировать первоначальные языковые обобщения (создавать специальную речевую практику для словотворчества).

Способствовать речевому развитию детей (работа над артикуляционным аппаратом, обогащение словарного запаса, формирование связной устной речи, формирование первоначальных навыков письменной речи).

 

К системе проведения практических грамматических упражнений предъявляется ряд требований:

первоначальные языковые обобщения формируются, прежде всего, в результате практической деятельности учащихся с языковыми и речевыми единицами, а не путем теоретических толкований;

практические языковые обобщения осваиваются учащимися в процессе сознательной деятельности;

первоначальные языковые обобщения вводятся в определенной строгой последовательности;

первоначальные языковые обобщения формируются на основе наглядно-практической деятельности детей.

 

 

Фонетические упражнения:

сравнение слов по их звуковому составу;

сравнение буквенного и звукового состава;

дополнение слога до целого слова и т.п.

 

Словообразовательные упражнения:

образование одной части речи от другой по образцу или по вопросам.

 

Лексические упражнения:

подбор антонимов и синонимов и работа с ними.

 

Морфологические упражнения:

классификация слов по их формально-логическому признаку;

образование формы множественного числа;

образование падежных форм;

образование глагольных форм;

образование форм субъективной оценки с опорой на наглядные средства, образец.

 

Синтаксические упражнения:

образование словосочетаний;

построение простых предложений;

построение текста под руководством учителя.

 

 

 

Синтаксические упражнения делятся на три группы:

Аналитические – наблюдение за построением словосочетания или предложения и некоторый его анализ.

Конструктивные – предполагают изменения и дополнения в данный материал.

Творческие - составление словосочетаний и предложений по картинке, опорному слову, по схеме, по теме, по картинному плану, по условно-графическому плану, завершение предложения по смыслу, на основе имеющегося у детей опыта, работа по составлению диалога.

 

 

Логические упражнения:

обобщение предметов – группировка по логическим группам;

классификация предметов по цвету, вкусу, размеру, по принципу;

сравнение и противопоставление предметов;

исключение третьего лишнего;

членение предмета на отдельные части и составление предмета из частей;

различение одного и множества предметов;

отгадывание предмета по его признакам, действиям;

упражнения в правильном согласовании слов;

соотнесение слов с определенной языковой группой;

наблюдение за изменением последней гласной при назывании одного и нескольких предметов.

 

 

Работа над связной речью (текстом):

составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием деформированного текста;

работа с деформированным текстом;

работа с серией сюжетных картинок;

с 3-го класса – написание изложения и сочинения.