Природоведческий материал на уроках развития речи

Разделы:

- сезонные изменения в природе,

- овощи, фрукты,

- комнатные растения,

- домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, рыбы,

- деревья, насекомые, ягоды, цветы, грибы,

- охрана здоровья (части тела, уход за собой, отдых и труд, режим питания),

- город, село.

 

 

В коррекционной школе работа с календарем природы проходит на уроках развития речи и на уроках природоведения в 5-ом классе.

 

1-й класс. Календарь погоды в виде раскладушки из листов ватмана. Например, сентябрь.

Какое сегодня число? Листок с датой наклеиваем в левый верхний угол.

Какая сегодня погода? Учитель показывает голубой и серый квадратики, дети выбирают, учитель приклеивает в правый верхний угол.

Светило ли сегодня солнце? Как его нарисовать? Приклеиваем на голубой квадратик солнышко. Сегодня день ясный или пасмурный? Почему?

Внизу, посередине наклеивают сюжетную картинку.

На следующий день - другой лист.

Вчера мы отмечали погоду, вот наш листок. Какая была погода? Отметим сегодня. Заполняется аналогично.

Завтра мы будем отмечать опять. Когда будете идти в школу, обратите внимание на погоду.

Выходные - красные чистые листы. Постепенно листы склеиваются в виде раскладушки. Посчитаем, сколько дней в неделе? Вводят названия дней недели. Постепенно получается 4 гармошки - месяц (4 недели).

В октябре спрашивают, сколько недель в школе мы проучились? Это месяц. Как он называется? Много ли солнечных дней было в сентябре? В какую неделю было больше солнечных дней. Были ли дождливые дни?

По окончании октября и ноября подводится итог - сезон окончен, закончилась осень.

 

2-й класс. Лист ватмана расчерчивают на клетки. Месяц по дням недели и числам. Погода отмечается ежедневно (ясно, пасмурно, осадки). На стенде внизу конверты-окошки - жизнь растений, жизнь животных, труд человека в сельской местности, в городе.

 

3-й класс. Месяц так же, как и во 2 классе. Добавляются понятия туман, гроза, метель, направления ветра и условные обозначения.

 

4-й класс. Работа проходит так же, как и во 2-3 классах. Все месяцы висят рядом. Календарь на сезон. Добавляются наблюдения: распускаются почки, прилетели или улетели птицы, появились насекомые, пошел первый снег, дождь, заклеили окна и т.п.

 

5-й класс. Посезонное подведение итогов. Дается понятие воздух и его температура. Учатся работать с моделью термометра. Можно вычислять среднемесячную температуру.

 

Краеведческий уголок:

- материалы с экскурсий, походов;

- календарь погоды (графы - год, время года, месяц, число, день недели);

- термометр, флюгер, барометр, отметка цветом (ясно, облачно, пасмурно, осадки);

- растения нашего края, животные, интересный материал про природу края;

- газета, исторический материал. Загадки, кроссворды, ящик вопросов.

 

 

В 5-м классе - природоведение.

Это переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.

Тематика:

Наш дом - Земля. Знакомятся с солнечной системой. Звезды, планеты, история космоса, исследования, современные достижения, значение Солнца для жизни на Земле.

Поверхность Земли - суша, горы, холмы, материки, водоемы. Оболочки Земли - атмосфера (воздух), литосфера (поверхность), гидросфера (вода).

Растительный мир и животный мир. Даются простейшие классификации животных и растений. Характерные признаки, охрана.

Человек. Организм, строение и функционирование. Пропаганда здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, санитарно-гигиенические навыки.

Есть на свете страна - Россия. Единое государство. Население, занятия людей. В зависимости от той местности где живут - растения, природа, животные, занятия населения.

 

 

Учащиеся должны усвоить цепочку понятий:

- Вселенная - Солнечная система - планета Земля.

- Оболочка Земли: атмосфера (воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы).

- От того зависит состояние биосферы – жизнь растений, животных и человека.

- Формируется целостная картина окружающего мира, познается Родина - как часть планеты Земля.

- Человек – часть Вселенной.

 

Регулярно проводятся экскурсии в музеи, парки, скверы, поле, огород, лес, зоопарк, больницу, на ферму, по городу.

 

Выполнение практических работ: зарисовки, составление таблиц, схемы, лепка, изготовление плакатов, проведение опытов, сбор гербариев, уход за комнатными растениями, составление букетов, изготовление кормушек. Составление распорядка дня, уборка класса, упражнения в оказании первой медицинской помощи, составление рассказов, оформление стенгазеты, плакатов, изготовление альбомов.