Природоведческий материал на уроках развития речи
Разделы:
- сезонные изменения в природе,
- овощи, фрукты,
- комнатные растения,
- домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, рыбы,
- деревья, насекомые, ягоды, цветы, грибы,
- охрана здоровья (части тела, уход за собой, отдых и труд, режим питания),
- город, село.
В коррекционной школе работа с календарем природы проходит на уроках развития речи и на уроках природоведения в 5-ом классе.
1-й класс. Календарь погоды в виде раскладушки из листов ватмана. Например, сентябрь.
Какое сегодня число? Листок с датой наклеиваем в левый верхний угол.
Какая сегодня погода? Учитель показывает голубой и серый квадратики, дети выбирают, учитель приклеивает в правый верхний угол.
Светило ли сегодня солнце? Как его нарисовать? Приклеиваем на голубой квадратик солнышко. Сегодня день ясный или пасмурный? Почему?
Внизу, посередине наклеивают сюжетную картинку.
На следующий день - другой лист.
Вчера мы отмечали погоду, вот наш листок. Какая была погода? Отметим сегодня. Заполняется аналогично.
Завтра мы будем отмечать опять. Когда будете идти в школу, обратите внимание на погоду.
Выходные - красные чистые листы. Постепенно листы склеиваются в виде раскладушки. Посчитаем, сколько дней в неделе? Вводят названия дней недели. Постепенно получается 4 гармошки - месяц (4 недели).
В октябре спрашивают, сколько недель в школе мы проучились? Это месяц. Как он называется? Много ли солнечных дней было в сентябре? В какую неделю было больше солнечных дней. Были ли дождливые дни?
По окончании октября и ноября подводится итог - сезон окончен, закончилась осень.
2-й класс. Лист ватмана расчерчивают на клетки. Месяц по дням недели и числам. Погода отмечается ежедневно (ясно, пасмурно, осадки). На стенде внизу конверты-окошки - жизнь растений, жизнь животных, труд человека в сельской местности, в городе.
3-й класс. Месяц так же, как и во 2 классе. Добавляются понятия туман, гроза, метель, направления ветра и условные обозначения.
4-й класс. Работа проходит так же, как и во 2-3 классах. Все месяцы висят рядом. Календарь на сезон. Добавляются наблюдения: распускаются почки, прилетели или улетели птицы, появились насекомые, пошел первый снег, дождь, заклеили окна и т.п.
5-й класс. Посезонное подведение итогов. Дается понятие воздух и его температура. Учатся работать с моделью термометра. Можно вычислять среднемесячную температуру.
Краеведческий уголок:
- материалы с экскурсий, походов;
- календарь погоды (графы - год, время года, месяц, число, день недели);
- термометр, флюгер, барометр, отметка цветом (ясно, облачно, пасмурно, осадки);
- растения нашего края, животные, интересный материал про природу края;
- газета, исторический материал. Загадки, кроссворды, ящик вопросов.
В 5-м классе - природоведение.
Это переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.
Тематика:
Наш дом - Земля. Знакомятся с солнечной системой. Звезды, планеты, история космоса, исследования, современные достижения, значение Солнца для жизни на Земле.
Поверхность Земли - суша, горы, холмы, материки, водоемы. Оболочки Земли - атмосфера (воздух), литосфера (поверхность), гидросфера (вода).
Растительный мир и животный мир. Даются простейшие классификации животных и растений. Характерные признаки, охрана.
Человек. Организм, строение и функционирование. Пропаганда здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, санитарно-гигиенические навыки.
Есть на свете страна - Россия. Единое государство. Население, занятия людей. В зависимости от той местности где живут - растения, природа, животные, занятия населения.
Учащиеся должны усвоить цепочку понятий:
- Вселенная - Солнечная система - планета Земля.
- Оболочка Земли: атмосфера (воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы).
- От того зависит состояние биосферы – жизнь растений, животных и человека.
- Формируется целостная картина окружающего мира, познается Родина - как часть планеты Земля.
- Человек – часть Вселенной.
Регулярно проводятся экскурсии в музеи, парки, скверы, поле, огород, лес, зоопарк, больницу, на ферму, по городу.
Выполнение практических работ: зарисовки, составление таблиц, схемы, лепка, изготовление плакатов, проведение опытов, сбор гербариев, уход за комнатными растениями, составление букетов, изготовление кормушек. Составление распорядка дня, уборка класса, упражнения в оказании первой медицинской помощи, составление рассказов, оформление стенгазеты, плакатов, изготовление альбомов.