ВОПРОС 5. Этапы развития ИТ.

ВОПРОС 4. Понятие ИТ. Роль новых ИТ в развитии информатизации.

Под ИТ понимается упорядоченный комплекс операций по сбору, передаче, накоплению, хранению, обработке и тиражированию информации.

ИТ в экономике ориентированы на решение различных задач организационно-экономического управления информационного характера.

Методы и средства информатизации доходят до потребителя в виде так называемых «новых ИТ», под которыми подразумеваются современные виды информационного обслуживания, организованные на базе средств вычислительной техники и связи.

Переход от традиционных методов хранения, поиска и распространения информации (почта, телеграф, библиотека, ручные методы поиска) к новым безбумажным (базы данных, информационно-поисковые системы, компьютерные сети и т.д.) привело к лучшей ориентации в событиях, явлениях, экономических процессах, технических решениях и т.д.

Методами безбумажной технологии можно так обрабатывать информационный поток, чтобы на основе изучения научно-технической, экономической и других видов информации можно было получать аналитико-синтетические материалы, характеризующие состояние и тенденции развития той или иной среды, что служит основой для выработки разумных и эффективных стратегий принятия решений.

Развитие информационной индустрии происходит чрезвычайно высокими темпами, а потому параллельно начала развиваться информационная экономика, связанная с продажей информации, ПО, предоставлением вычислительных услуг и т.д.

Рассматривая информацию как ресурс, возникла проблема экономической оценки информации и определения способов ее использования и обмена. Появились службы управления информационными ресурсами.

Основу современных ИТ составляют 3 технических достижения:

1) Появление новой среды накопления информации на машинных носителях. Помимо традиционных носителей (бумага, фото и магнитные носители) появились оптические диски и другие носители, где информация записывается принципиально новыми способами.

2) Развитие средств связи, обеспечивающих практически мгновенную доставку в любую точку мира без существенных ограничений во времени и расстоянии.

3) Появление возможности частично или полностью передать компьютеру выполнение традиционной для человека функции – интеллектуальной деятельности, связанной с обработкой неформализованной информации или информации, требующей «нестандартного» мышления.

В процессе развития, ИТ прошли через ряд этапов. Так как термин информатизация и ИТ в большинстве случаев подразумевает использование компьютеров, то начало периодизации ИТ связывается с появлением первых ЭВМ.

Первый периодв развитии ИТ охватывает период с середины 40-х о середины 60-х гг. 20 века. Так как в середине 20 века человечество накопило огромное количество задач счетного характера, то встала задача формализации расчетов и алгоритмов для использования ЭВМ. Однако решение задач в то время наталкивалось на огромные трудности: ЭВМ было еще очень мало и у них были ограниченные машинные ресурсы (память и быстродействие).

Из-за ненадежности технологии изготовления, машины часто ошибались и ломались. Кроме того была очень высокая стоимость машинного времени. Общие затраты на программирование составляли несколько процентов от общего м.к. поэтому основной задачей 1 этапа была экономия машинных ресурсов. 1 этап также характеризуется бурным развитием алгоритмических языков программирования.

Второй период охватывает период начала 60-х – начала 80-х гг.

С развитием средств автоматизации (появление интегральных схем, полупроводниковой памяти) шло быстрое снижение стоимости как работы процессора, так оперативной и внешней памяти. Однако расходы на разработку и сопровождение программ почти не снижались и далее возрастали. В это время наблюдается переход от критерия эффективного исполнения программ к критерию эффективного программирования и центральной становится задача экономии человеческих ресурсов, а не машинных. В это время появляются мини ЭВМ, операционные системы, в частности ОС UNIX, ориентированная на повышение эффективности труда программистов. Также появилась тенденция к стандартизации структуры ЭВМ, что привело к увеличению функциональной гибкости, т.е. возможности ориентировать ЭВМ на решение широкого круга задач с минимальными затратами со стороны пользователей.

До середины 70-х гг. на ЭВМ мог работать только программист-профессионал, а к началу 80-х появилась тенденция замены программистов на так называемых непрограммирующих профессионалов, т.е. специалистов в конкретной области, не имеющих профессиональной подготовки в области вычислительной техники и программирования. Это существенно усилилось благодаря появлению на рынке компьютерных средств, настольных микро-ЭВМ, получивших название ПК.

Третий этап(начало 80-х – настоящее время) часто называется специалистами этапом формализации знаний. Компьютер уже имеет такие программно-аппаратные ресурсы, которые обеспечивают дружественный интерфейс человека и машины. Если на ранних этапах развития ИТ программист должен был вмешиваться в содержательную часть работы пользователя-непрофессионала, то сейчас программист включается в процесс формализации только на инструментальном уровне, оставляя содержательную часть задачи специалисту данной предметной области.

В настоящее время США, где производится примерно половина мирового объема средств ВТ, из ЭВМ профес. деятельности сталкивается более 50% трудоспособного населения, численность профессиональных программистов составляет лишь 0,5% трудоспособного населения.

Поэтому основной задачей современного этапа развития ИТ является задача разработки инструментальных средств, облегчающих непрограммирующим профессионалам процесс самостоятельной формализации их знаний.