Управление обеспечением безопасности

Под безопасностью принято понимать состояние защищен­ности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность в этом смысле обеспечивается системой мер экономического, поли­тического и правового характера, а также государственными органами.

Общее руководство органами обеспечения безопасности осуществляет глава государства, который возглавляет Совет Безопасности РФ. В задачи последнего входит выявление внут­ренних и внешних угроз общественным интересам, разработка стратегических направлений обеспечения безопасности государ­ства, подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существен­ным социально-политическим, экономическим, военным и иным последствиям (Указ Президента РФ от 10 июля 1996 г. № 1024 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федера­ции»).

К числу специальных органов исполнительной власти, обес­печивающих безопасность, в настоящее время относятся Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Фе­деральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), Федеральная служба охраны (ФСО) и Служба внешней разведки (СВР) РФ. Все они одновременно выступают правоохранительными орга­нами. Ранее, до 2004 г., к этим спецслужбам относились также Пограничная служба и Агентство правительственной связи и информации, но в результате административной реформы их функции были переданы соответственно ФСБ и ФСО России.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России).

ГФС России является одной из составных частей системы сил и средств обеспечения безопасности РФ. Руководство деятельностью ГФС России осуществляет Президент РФ.

Основными задачами ГФС России являются обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений; доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий; доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств - участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи, органов СНГ, расположенных на территории РФ; управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями, созданными для решения возложенных на ГФС России задач.

ГФС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации и действует в соответствии с Положением о Государственной фельдъегерской службе РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13 августа 2004 г. № 1074 "Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации".

 

ФСБ России, ее территориальные органы (управления и от­делы), пограничные войска образуют единую централизованную систему, которая осуществляет управление в области обеспече­ния безопасности Российской Федерации, защиты и охраны ее государственной границы и прилегающих территорий.

Правовую основу деятельности ФСБ России составляют ФЗ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безо­пасности» и Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуре ее органов, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.

К основным направлениям деятельности ФСБ России относят­ся контрразведывательная работа и борьба с преступностью. Для решения своих задач ФСБ России осуществляет ряд спе­цифических функций. В частности, она:

—вырабатывает предложения по предупреждению и ней­трализации угроз безопасности Российской Федерации;

—организует контрразведывательную деятельность; опре­деляет порядок осуществления органами контрразведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при их реализации;

—организует оперативно-розыскную деятельность по вы­явлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступ­лений, борьба с которыми отнесена к ведению органов феде­ральной службы безопасности;

—организует деятельность пограничных органов и войск по защите и охране государственной границы, внутренних мор­ских вод, территориального моря, исключительной экономи­ческой зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов;

—организует деятельность пограничных органов и войск по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юри­дическими лицами пограничного режима;

—организует в пределах своих полномочий деятельность по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных цент­ров, других стратегических объектов, а также обеспечение без­опасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок.

В Положении о ФСБ России указаны, кроме названных, многие иные функции этой службы.

Сравнительно молодая Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков образована в результате реорганиза­ций службы по контролю наркотических средств и психотроп­ных веществ, которая находилась в системе Министерства внутренних дел РФ. Переход ФСКН России в непосредствен­ное ведение Президента РФ несомненно повысил статус и ав­торитет этого органа.

Согласно Положению о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержден­ному Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976, данная служба специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незакон­ному обороту. Подобно другим вневедомственным федераль­ным службам она разрабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в установленной сфере деятельности. Положение о

ФСКН России наделяет ее рядом специальных полномочий. Она, в частности:

—осуществляет разработку федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, а также в области противодействия их неза­конному обороту, участвует в реализации этих программ;

—выявляет условия, способствующие незаконному оборо­ту наркотических средств и психотропных веществ, и в преде­лах своей компетенции организует меры, направленные на их устранение;

—осуществляет оперативно-розыскную деятельность, орга­низует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных к под­следственности органов наркоконтроля, и скрылись от орга­нов предварительного расследования или суда либо местона­хождение которых неизвестно;

—производит дознание и предварительное следствие по уго­ловным делам о преступлениях, отнесенных к подследствен­ности органов наркоконтроля;

—осуществляет, контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркоти­ческих средств и психотропных веществ;

—осуществляет лицензирование деятельности в сфере обо­рота наркотических средств и психотропных веществ и выдачу необходимых разрешений;

—реализует иные полномочия, указанные в ст. 8 Положе­ния о ФСКН России.

ФСО России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.

ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности. Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ.

Федеральная служба охраны действует в соответствии с ФЗ от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» и Поло­жением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 7 авгу­ста 2004 г. Она осуществляет функции по выработке государст­венной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны.

В состав федеральных органов государственной охраны входят:

управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России (территориальные органы);

подразделения связи специального назначения ФСО России;

образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

ФСО России в установленном порядке образует структурные подразделения, территориальные органы, подразделения связи специального назначения и подведомственные организации и осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через территориальные органы.

Основными задачами ФСО России являются:

—прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

—обеспечение безопасности объектов государственной ох­раны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

—предупреждение, выявление и пресечение противоправ­ных посягательств на объекты государственной охраны и ох­раняемые объекты;

—защита охраняемых объектов;

—организация и обеспечение безопасности специальной свя­зи и информации, предоставляемых государственным органам;

—участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, про­тиводействию техническим разведкам и защите сведений, со­ставляющих государственную тайну.

Служба внешней разведки РФ призвана обеспечивать безо­пасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием специальных средств и методов. Правовая ос­нова ее деятельности - ФЗ от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внеш­ней разведке». Положения о СВР России в открытой печати нет.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки главным образом посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации действиях, планах и намере­ниях иностранных государств, организаций и лиц.

Целями разведывательной деятельности являются:

1)обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необхо­димой им для принятия решений в политической, экономичес­кой, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2)обеспечение условий, способствующих успешной реали­зации политики Российской Федерации в сфере безопасности;;

3)содействие экономическому развитию, научно-техниче­скому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Для достижения этих целей органам внешней разведки РФ разрешено:

—устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

—осуществлять меры по зашифровке своего кадрового состава и по организации его деятельности, с использованием этих целях иной ведомственной принадлежности;

—создавать подразделения и организации, необходимые для осуществления разведывательной деятельности.

Органы внешней разведки обязаны обеспечивать защиту государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей, безопасность сотрудников учрежде­ний, находящихся за пределами территории Российской Фе­дерации, безопасность командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Разведывательная деятельность осуществляется как самосто­ятельными органами системы СВР России, так и органами, вхо­дящими в структуру других федеральных ведомств, в частности Министерства обороны РФ. Органы СВР России осуществля­ют деятельность в политической, экономической, военно-стра­тегической, научно-технической сферах, а органы разведки Ми­нистерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах (ст. 11 ФЗ «О внешней разведке»).