Военная присяга - клятва воина на верность Родине – России.

Гражданин РФ, впервые поступающий на военную службу или не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым Знаменем воинской части. К Военной присяге приводятся: солдаты и матросы, прибывшие на пополнение, после прохождения соответствующей программы и усвоения ими основных обязанностей солдата (матроса), понятий Военной присяги, Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст. Текст ныне действующей военной присяги утвержден Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.). Ее слова звучат лако­нично, по-военному чеканно: «Я (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров, начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Поскольку в присяге сконцентрированы благородные идеалы защиты Отечества, то каждый воин, принимая ее, берет на себя высокие обязатель­ства. Их исполнение составляет смысл воинской службы. С того момента, как юноша в торжественной обстановке, перед лицом своих командиров, товарищей» родных и близких произнесет слова священной клятвы, он считается полноправным защитником Родины. Какова история военной присяги в России? Упоминания о ней отно­сятся к IX веку. В тот момент основу вооруженной силы Киевской Руси составляла княжеская дружина, по сути дела, первое профессиональное воинское формирование. Естественно, обряд, связанный с приобщением новичков к профессиональному кругу, имел особое значение и был наибо­лее почитаем. Клятвоприношению на верность князю обычно предшество­вало действо, проверявшее будущих дружинников на физическую выносливость, ловкость, силу. От Византийской империи к княжеским дружи­нам перешел обычай целовать крест во время присяги. И не случайно вои­на, совершившего такой акт, церковь возводила в ранг «высокого христи­анского подвижника». Его ожидала вечная память и «царствие небесное». Торжественное обязательство принималось в присутствии священника. Запись, по которой служилый человек приносил присягу, называлась крестоцеловальной, или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином. Кроме того, разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала пись­менные гарантии какого-либо лица, в том числе и родственника за рекру­тируемого. Таким образом, ритуал военной клятвы основывался не только на страхе отлучения от церкви, но и на моральной ответственности перед своими поручителями. Ярким, проникновенным действием выглядел обряд принесения священ­ного обета на службу Отечеству во времена Петра I. По петровскому уставу присяга должна была приноситься солдатами «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст при­сяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты». Если было много молодых солдат, то они поднимали только руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. Воины клялись «служить верно и послушно, во всем поступать так, как честно­му, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надле­жит». После принесения присяги в строю присягающие подписывали ин­дивидуальные клятвенные обещания — «присяжные листы». Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе идей сохранился до 1917г. При этом рекрут всегда клялся, что он будет «слу­жить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству». Немалое символическое и воспитательное значение имели в проведении ритуала воинские атрибуты. Развернутое знамя, оружие, строй части да­вали почувствовать присягающему свою причастность к войсковому това­риществу и личную ответственность за защиту Отечества. После октября 1917 г. первая военная присяга Рабоче-Крестьянской Красной Армии рождалась по почину самих красноармейцев и красных командиров. Тексты ее в частях и на кораблях были различны. В апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) утвердил единый текст присяги для всей армии. Сама присяга тогда назы­валась «Формула торжественного обещания». В марте 1922 г. решением ВЦИК был установлен единый день принятия присяги — 1 мая. Воины стали присягать коллективно, в строю, перед па­радом. А в январе 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст присяги (в связи с принятием в 1936 г. новой Конституции СССР). С этого момента воины стали принимать присягу в индивидуаль­ном порядке и скреплять ее собственноручной подписью. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или граж­данин, не проходивший военной службы и впервые призванный на воен­ные сборы, приводится к военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Приведение к Военной присяге проводятся по прибытии военнослужаще­го к первому месту прохождения военной службы после прохождения началь­ной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов. До приведения к военной присяге: 1)военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых за­дач (участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, боевой службы караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного по­ложения и в условиях вооруженных конфликтов; 2)за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; 3)на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыска­ние в виде ареста. День приведения к военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. На торжественное при­нятие присяги воинами в часть стараются приехать их родные и близкие. В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего дела­ется отметка: «К военной присяге приведен (число, месяц, год)». Отношение воина к своей торжественной клятве характеризует его вер­ность Отечеству и готовность защищать его. В тексте военной присяги не­много слов, но в них заложен глубокий смысл. Выполняя свой воинский долг, каждый солдат (матрос) страницу за страницей пишет биографию своей судьбы, своей армейской жизни, держит испытание на гражданскую и нравственную зрелость. Верность воинскому долгу, военной присяге — замечательная традиция Российских Вооруженных Сил. Ее соблюдение является мерилом нрав­ственности Воина, всех его дел и поступков.