V. Кривые Энгеля.

IV. Бюджетные ограничения.

III. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.

II. Количественная и порядковая теория полезности.

I. Потребительский выбор.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

В условиях рыночной экономики потребитель независимо принимает решения об объеме и структуре своих покупок (т.е. он суверенен). Суверенитет потребителя означает:

a) Результаты деятельности производителя оценивает потребитель.

b) Имеет место свобода потребительского выбора на рынке товаров и услуг.

 

Ситуация выбора предполагает:

1. Наличие множества возможных вариантов.

2. Осознание того, что множество вариантов выбора всегда ограничено (доходом, ценой товара, естественных возможностей и способностей человека).

3. Выделение одного из множества вариантов.

4. Наличие (отсутствие) критерия выбора, т.е. реализация выбора каким-либо случайным образом.

 

Гипотеза о рациональном потреблении предполагает: потребитель ведет себя каждый раз так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. Для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получает потребитель от потребления товаров или услуг, используется термин «полезность». Полезность – цель потребления. Различают предельную и общую полезность. Предельная – полезность, которая потребляется извлекаясь из одной дополнительной единицы блага. Сумма предельных полезностей дает общую полезность. Впервые внимание на то, что полезность зависит не только потребительных свойств вещи, но и от процента ее потребления, обратил внимание немецкий экономист Госсен. Соответствующее обобщение в экономической теории получило название закона Госсена. Содержание первого закона выражается в следующих положениях:

1. В одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает.

2. При повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Содержание второго закона: при всех вариантах использования определенного блага необходимо за ограниченный период времени распределить его потребление таким образом, чтобы каждый вариант выводил потребление на одну и ту же величину предельной полезности.

 

Т.к. каждая последующая единица товара приносит меньшую предельную полезность, то и покупатель, оценивая ее в денежных единицах, склонен за дополнительную единицу товара платить меньшую цену.

Выделение данного коэффициента означает, что покупательная сила денег, при приобретении данного товара не снижается.

 

 

-= II =-

 

Кардиналистский (количественный) подход. Полезность в теории потребления выступает прежде всего не как объективное свойство вещи, а как субъективное отношение людей к товару. Вещь от количества зависит от количества потребляемых единиц данного товара.

Ui=f(xi)

Ui – полезность некоторого количества товара.

xi – количество потребляемой единицы товара определенного рода.

Количественная теория старается измерить полезность в условных единицах полезности, которые называются «ютилы». В реальной действительности потребитель имеет возможность выбора.

Первый шаг – представим обязательную полезность всего набора потребляемых благ, как сумму полезностей каждого отдельного блага, входящего в определенный набор:

U=U1(x1)+ U2(x2)+…+ Un(xn)

Но процесс потребления определяет блага прямо или косвенно, но все же оказывает воздействие на потребление других благ. Поэтому имеет смысл рассматривать не полезность от потребления отдельно взятого товара, а полезность всего комплекса потребляемых товаров.

U=f(x1,x2,…,xn)=f(x)

x1,x2,…,xn – набор n товаров.

Потребитель старается так распределить денежный доход, чтобы каждый последующий доллар, затраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы одинаковую добавочную полезность.

Правило максимизации полезности:

Ординалистический (порядковый) подход. Представители: Ален, Беррето…

При этом подходе главное не измерение полезности, а упорядочивание различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности. Функция полезности принимает большие значения для тех товаров, которые более предпочтительны для потребителя. Одинаковые значения принимаются для равноценных наборов товаров.

Основные аксиомы:

1. Полное упорядочивание предпочтений. Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы потребляемых товаров и услуг в каждый конкретный момент времени, т.е. предпочтения уже сформированы.

2. Транзитивность предпочтений. Означает, что все предпочтения согласованны и есть возможность присвоить полезности этих товаров численные значения.

3. Аксиома ненасыщения. Т.е. полное насыщение исключается.

4. Независимость потребителя, т.е. отсутствие внешних эффектов.

 

Альтернативные наборы Питание Одежда
A
B
C
D
E
F

-= III =-

 

Объяснение рисунка ниже:

В соответствии с третьей аксиомой, все точки из III будут предпочтительны относительно набора А. С другой стороны, все точки из I будут более предпочтительны, следовательно равноценные наборы для точки А будут находится во II & IV квадрантах. Это точки C & F. Образуется линия равной полезности (кривая безразличия). Это линия, каждая точка которой представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично какую из них выбрать. Кривая безразличия графически отображает систему предпочтений покупателя, складывающихся на определенный момент. Две кривые безразличия не могут иметь общих точек, т.к. набор товаров не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.

Карта безразличия:

С изменением благосостояния кривая безразличия может сдвигаться в ту или иную сторону. Каждая следующая кривая, проходящая дальше от начала координат предполагает относительно большую величину полезности. В результате образуется семейство кривых безразличия, или карта безразличия. Это множество кривых безразличия соответствует всем возможным уровням полезности для данного потребителя.

Предельная норма замещения. Норма замены товаром Х есть то количество товара У, которое потребитель согласен уступить в обмен на увеличение количества товара Х на 1 единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворенности оставался неизменным.

Абсолютное значение наклона в различных точках кривой, т.е. угловой коэффициент наклона касательной к кривой безразличия в определенной точке кривой, выражает предельную норму замещения.

 

-= IV =-

 

Индивидуальный выбор потребителей зависит от 2х обстоятельств:

1. Желание (это отражает кривая безразличия)

2. Финансовые возможности.

Предполагается, что I – это сумма средств или доход потребителей, который может быть израсходован:

I=pxX+pyY, px,py – цены на блага; x,y – количество благ.

Тогда: I-pxX=pyY – бюджет, ограничивающий потребителя. Это означает, что на один из товаров может быть израсходован лишь свободный остаток денежных средств:

Здесь: I=const. px,py – угловой коэффициент прямой расходов, который изменяет наклон этой кривой к оси абсцисс. Функциональную связь отражает прямая линия с отрицательным наклоном. Это и есть бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии:

Y=ax+b

N,L,P – предпочтительны для потребителей, но они не достижимы.

C,D – достижимы, но менее предпочтительны, т.к. будет образовываться экономия, нерационально тратим доход.

Бюджетная линия – геометрическое место точек, характеризующее все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при данных ценах на товар x & y.

Оптимум Потребителя. Потребитель стремится при заданном ограниченном бюджете в максимальной степени удовлетворить потребности. При этом предполагается, что весь доход расходуется – нет сбережений. Тогда точка выбора будет находится на кривой безразличия и на бюджетной линии одновременно.

В точке равновесия наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, следовательно, точка E – точка оптимума потребителя. Предельная норма замещения в точке E – отражает соотношение, в котором потребитель готов обменять товар y за 1 дополнительную единицу товара х.