II. Методы исследования истории медицины.

Методологические исследования и методы исследования.

Цели и задачи предмета история медицины.

Цели преподавания дисциплины:

 

1. Развитие историко-медицинского цивилизационного процесса.

2. Приобретение основ методов исторического исследования.

3. Формирование мировоззрения.

4. Повышение общекультурного потенциала будущих специалистов.

 

Задачи курса «История медицины»:

1. Проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до нашего времени.

2. Раскрыть достижения каждой эпохи в области медицины в процессе поступательного развития духовной культуры человечества.

3. Показать взаимодействие и единство интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.

4. Рассмотреть историю врачебной этики в различных странах мира.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать и уметь:

 

1. Условия возникновения медицины.

2. Главные этапы ее эволюции; тенденции и направления прогресса в медицине.

3. Современное состояние и проблемы в медицине в цивилизационном контексте.

4. Применять метод исторического познания при изучении медицины.

5. Находить взаимосвязь развития медицины и естествознания.

 

Всякое знание, если оно претендует быть научным, и определяется, как наука имеет три составляющие: 1/ предмет или объект изучения, 2/ методы исследования, 3/ теоретические обобщения.

 

I. Объект изучения:

а) система научных знаний о строении и функциях человеческого организма

б) совокупность медицинских знаний о здоровье и патологии, т.е. болезни.

в) система медицинских знаний о способах сохранения и укрепления здоровья.

г) совокупность практических приемов, применяемых для диагностики, предупреждения и лечения заболеваний.

Таким образом, объектом изучения истории медицины является изучение медицинских знаний и умений в связи с общим историческим процессом развития общества.

 

Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины. История медицины является частью всемирного исторического процесса, как и любая другая наука, связана со смежными науками, а потому использует методы исторической науки. С возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также архивные материалы. Для древних периодов, охватывающих тысячелетия основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).

Палеопатология –изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. А также позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет, до 50 и более доживали крайне редко. Палеонтология развеяла миф о том, что первобытный человек был абсолютно здоров. Болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества.

Этнология– изучает врачевание в апополитейных первобытных обществах и в более поздних синполитейных первобытных обществ.

Археологические находки: основными источниками и вещественными доказательствами первобытной истории являются орудия труда, остатки поселений, в том числе имеющих медицинское , санитарно-гигиеническое значение, погребения и останки человека, предметы быта, первые хирургические инструменты.

- Бани (Россия)

- Термы (Древний Рим, Древняя Греция, фригидариум, терпидариум)

- Библиотеки, залы, стадионы

- Водопроводы (Новгород, Рим, Гелиаполис -Турция, Жирона - Испания)

- Медицинский инструментарий

- Протезы зубные – более 4500 лет назад (вблизи мумии Египетского фа

раона Хефреса обнаружен деревянный зубной протез).

Одним из древнейших памятников – базальтовый столб с законами Вавилонского царя династии Хамураппи. Обнаружен в 1901 г. в городе Сузы (Северный Иран). Храниться в Лувре (Париж). Гиппократов сборник (300 г. до н.э.). Авиценна – Канон медицины X-XII вв. Краткая Русская правда – XIв. Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения медицины имеют лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора. Многочисленные изображения – от наскальной живописи глубокой древности до современных фото- и кинодокументов, фотодокументы (записи голоса на пленку) и многие другие. Как и в отношении общей истории, в число источников изучения истории медицины входят в отдельных случаях данные нумизматики, эпиграфики, палеографии и многие другие. Виды источников истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важнейшей задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или данной категории источников. Этому учит специальная отрасль знаний – источниковедение.

Таким образом история медицины широко использует источники общей истории разных эпох, народов, стран, произведения литературы и искусства различных исторических эпох и черпает из них соответствующие знания.

Первые труды по истории медицины появились в первом веке нашей эры. Это произведение Галена «Комментарии к трудам Гиппократа».

В России в начале XIX в.(1808 г.) появляется труд Ф.Г Политковского «Обозрение важнейших открытий, теорий и систем врачебной науки 1700-1790 гг.», в котором он анализирует историко-медицинские события, связь медицины и философии.:

Преподавание истории медицины на медицинских факультетах в России было введено согласно Университетским Уставам 1835, 1863 и 1884 годах.