II. Методы исследования истории медицины.
Методологические исследования и методы исследования.
Цели и задачи предмета история медицины.
Цели преподавания дисциплины:
1. Развитие историко-медицинского цивилизационного процесса.
2. Приобретение основ методов исторического исследования.
3. Формирование мировоззрения.
4. Повышение общекультурного потенциала будущих специалистов.
Задачи курса «История медицины»:
1. Проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до нашего времени.
2. Раскрыть достижения каждой эпохи в области медицины в процессе поступательного развития духовной культуры человечества.
3. Показать взаимодействие и единство интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.
4. Рассмотреть историю врачебной этики в различных странах мира.
В результате изучения дисциплины студент должен знать и уметь:
1. Условия возникновения медицины.
2. Главные этапы ее эволюции; тенденции и направления прогресса в медицине.
3. Современное состояние и проблемы в медицине в цивилизационном контексте.
4. Применять метод исторического познания при изучении медицины.
5. Находить взаимосвязь развития медицины и естествознания.
Всякое знание, если оно претендует быть научным, и определяется, как наука имеет три составляющие: 1/ предмет или объект изучения, 2/ методы исследования, 3/ теоретические обобщения.
I. Объект изучения:
а) система научных знаний о строении и функциях человеческого организма
б) совокупность медицинских знаний о здоровье и патологии, т.е. болезни.
в) система медицинских знаний о способах сохранения и укрепления здоровья.
г) совокупность практических приемов, применяемых для диагностики, предупреждения и лечения заболеваний.
Таким образом, объектом изучения истории медицины является изучение медицинских знаний и умений в связи с общим историческим процессом развития общества.
Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины. История медицины является частью всемирного исторического процесса, как и любая другая наука, связана со смежными науками, а потому использует методы исторической науки. С возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также архивные материалы. Для древних периодов, охватывающих тысячелетия основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).
Палеопатология –изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. А также позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет, до 50 и более доживали крайне редко. Палеонтология развеяла миф о том, что первобытный человек был абсолютно здоров. Болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества.
Этнология– изучает врачевание в апополитейных первобытных обществах и в более поздних синполитейных первобытных обществ.
Археологические находки: основными источниками и вещественными доказательствами первобытной истории являются орудия труда, остатки поселений, в том числе имеющих медицинское , санитарно-гигиеническое значение, погребения и останки человека, предметы быта, первые хирургические инструменты.
- Бани (Россия)
- Термы (Древний Рим, Древняя Греция, фригидариум, терпидариум)
- Библиотеки, залы, стадионы
- Водопроводы (Новгород, Рим, Гелиаполис -Турция, Жирона - Испания)
- Медицинский инструментарий
- Протезы зубные – более 4500 лет назад (вблизи мумии Египетского фа
раона Хефреса обнаружен деревянный зубной протез).
Одним из древнейших памятников – базальтовый столб с законами Вавилонского царя династии Хамураппи. Обнаружен в 1901 г. в городе Сузы (Северный Иран). Храниться в Лувре (Париж). Гиппократов сборник (300 г. до н.э.). Авиценна – Канон медицины X-XII вв. Краткая Русская правда – XIв. Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения медицины имеют лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора. Многочисленные изображения – от наскальной живописи глубокой древности до современных фото- и кинодокументов, фотодокументы (записи голоса на пленку) и многие другие. Как и в отношении общей истории, в число источников изучения истории медицины входят в отдельных случаях данные нумизматики, эпиграфики, палеографии и многие другие. Виды источников истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важнейшей задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или данной категории источников. Этому учит специальная отрасль знаний – источниковедение.
Таким образом история медицины широко использует источники общей истории разных эпох, народов, стран, произведения литературы и искусства различных исторических эпох и черпает из них соответствующие знания.
Первые труды по истории медицины появились в первом веке нашей эры. Это произведение Галена «Комментарии к трудам Гиппократа».
В России в начале XIX в.(1808 г.) появляется труд Ф.Г Политковского «Обозрение важнейших открытий, теорий и систем врачебной науки 1700-1790 гг.», в котором он анализирует историко-медицинские события, связь медицины и философии.:
Преподавание истории медицины на медицинских факультетах в России было введено согласно Университетским Уставам 1835, 1863 и 1884 годах.