Тема 3. Этические категории

Моральное сознание оперирует понятиями и категориями, которые и образуют его структуру.

Добропонятие, обозначающее положительную моральную ценность, отождествляется обычно с сущностью морали. В этом смысле добро абсолютно, т.е. добро – это не зло, оно никогда не может быть негативной ценностью. Однако добро как оценка относительно, т.е. разные люди по-разному прилагают понятие добра к разным объектам, наделяя их положительной ценностью.

Добро – нравственные ориентации в добрых помыслах и деяниях людей. Добро включает в себя добродетели, справедливость, благодеяние, благодарение, добрую память, незлобивость. Доброта бывает осознанная и неосознанная, разумная и неразумная, заслуженная и незаслуженная, щедрая и скупая, половозрастная, светская, религиозная и т.д. Доброта – это стимул и ориентация для равнозначной реакции в системе социальных коммуникаций. Разумная доброта в человеке и в обществе служит созиданию, но извращение доброты способствует порождению зла.

Зло – все, что не есть благо, добро, то есть зло.

Зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, морали. Зло – сумма отрицательных качеств, которая проявляется в мыслях, выражениях и негативных действиях личности и общества. Носителями зла могут быть отдельные люди, группы людей, организации, идеологи партии, лидеры государств и т.д. Зло люди совершают как преднамеренно (обдуманно), так и непреднамеренно (случайно, спонтанно, непроизвольно). Зло тормозит прогресс личностных, общественных и межгосударственных отношений.

Первоначальным источником морального зла является зло социальное, так как именно общественные условия жизни людей определяют типичные для данного общества формы поведения.

Следовательно, чтобы устранить моральные пороки из жизни человека, следует уничтожить социальные условия, их порождающие. Именно так решает вопрос о происхождении зла и его искоренении марксистско-ленинская теория.

Христианство предлагает «искоренять» зло терпением и смирением: «Егда вдарят тебя по леву щеку, то подставь обидчику и праву щеку, и ударивший тебя устыдится».

Народная мораль гласит: «Не буди лихо, покуда оно спит тихо».

Кощунственно веселиться на погосте, ибо здесь покоятся не только грешники, но и праведники... Нельзя плясать на костях и гробах покойников. Грешно веселиться на месте казни. Недопустимо устраивать своё счастье на чужом несчастье. Кощунственно веселиться на месте чужих страданий. Т.е. когда злодеяние убийства усугубляется злодеянием извращенческого веселья на месте чужих мук, тогда торжествуют пороки новых злодеяний.

Проблема противостояния Добра и Зла – вечная проблема в истории эволюции человечества.

Злодеяние – действие противоположное благодеянию.

Мелиоризм (лат. melior – лучше) – точка зрения на соотношение добра и зла в процессе развития мира, претендующая на преодоление крайностей оптимизма и пессимизма. Термин мелиоризм был введен английской писательницей Х1Х века Дж. Элиот. Подробно принцип мелиоризма был разработан английским психологом и этиком Дж. Селли в книге «Пессимизм (история и критика)» (1877). Он считал оптимизм и пессимизм равно односторонними. Мелиоризм (путь к лучшему) как этическое учение предлагает не утрачивать ориентиров срединного пути, или центрации оценок «добра и зла» в событиях, фактах действительности.

Долгпонятие, выражающее императивность морали, ее повелительный характер (особенности морального требования рассмотрены в разделе «Свойства морали»). Формально главный долг состоит в обязанности делать добро. Ригористическая традиция считала долг главным понятием по сравнению с добром, ибо нравственность в ней трактовалась не как спонтанное стремление к добру, а как самопринуждение и долженствование.

Совестьпонятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования, «инобытие долга». Совесть представляет собой контрольно-императивный механизм морали, т.е.:

· оценивает (контролирует) степень соответствия нашего морального поведения нашим же нравственным убеждениям;

· побуждает к действиям по реализации своих нравственных убеждений; развитая совесть предписывает такие требования (императивы), к выполнению которых никакой долг принудить не может (например, совершить подвиг).

Долг представляет моральное требование как внешнее (хотя и усвоенное личностью), общественное, исторически определенное, дифференцированное (на сыновний долг, патриотический долг, профессиональный долг и т.п.) рационально мотивированное. Совесть представляет те же моральные требования как внутренние, личные, неизменные и объективные, универсальные и немотивированные.

Долг – нравственно-нормативное отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязательств перед обществом. Личность осознает свои обязательства и реализует их в меру своей нравственной зрелости. Чем выше чувство долга (ответственности), тем большей гражданской зрелости достигает личности в процессе формирования чувства долга перед Богом и людьми.

Кому и что должен человек? Человек должен быть человечным и соблюдать нормы разумного общежития: быть вежливым, пунктуальным, трудолюбивым, исполнительным, аккуратным, заботливым по отношению к близким и нуждающимся в его внимании.

Исполнение долга и следование совести определяют нравственную ценность личности, которая фиксируется понятиями честь и достоинство.

Честьпонятие для обозначения нравственного статуса личности как представительницы социальной группы (воинская, профессиональная, девичья и т.п.). Честь – это авторитет, имидж, репутация, нравственный образ жизни, стремление высоким идеалам чести. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, которому он принадлежит. Понятие чести предполагает уважительного отношения по заслугам.

Когда военные приветствуют, то говорят: «Честь имею». Это означает, что я уважаю свою и вашу честь, я призван защищать честь мундира, честь отечества, честь идеалов нашей Конституции.

Честь приобретается путем выполнения должного для этой группы поведения, выражает моральную связь индивида с этой группой. Честь образуется как результат общественной оценки заслуг человека, его общественного признания. Отрицательная реакция общественного мнения может привести к утрате чести.

Достоинствопонятие для обозначения нравственной самоценности личности. Оно неотъемлемо дается человеку с рождения, выражает его моральную принадлежность к человечеству и переживается как оценка личностью своих нравственных заслуг. Чувство собственного достоинства предполагает не сравнение своих достижений с достижениями других людей, а сравнение себя с идеальным представлением о моральном человеке. Если обесчестить человека могут публичные действия окружающих, то утратить достоинство можно только в результате собственных низких, неблаговидных действий.

В традиционной нравственности соотношение феноменов чести и достоинства иное: честь человека является не следствием его индивидуальных заслуг, а следствием принадлежности к привилегированной социальной группе. Честь не надо приобретать, ее можно только «потерять», если референтная группа осудит индивида. Достоинство же в этой системе нравственности – это статус внутри привилегированной группы, который надо приобретать и защищать лично.

В структуру морального сознания входят также моральные чувства (любовь, сострадание, стыд и т.д.). Они отличаются от неконтролируемых реакций психики тем, что вменяются нам в обязанность, выступают чувственной формой моральных понятий (чувство долга, чувство ответственности, чувство собственного достоинства и т.п.). При совершении моральных поступков разум контролирует низшие чувства (аффекты, страсти), но прислушивается к высшим чувствам (совести).

Любовь – сердечное чувство, соответствующее отношениям общности и близости, заинтересованности между людьми.

Проявления любви могут быть разнообразными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми.

Любовь к профессионально-практической деятельности. Любовь к природе. Любовь к истине. Любовь к жизни. Любовь к искусству и т.д.

Первая библейская заповедь Моисея гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Гордость – социальное и моральное чувство, форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, разумная гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей.

Гордость требует от человека совершения таких поступков, которые отвечают его представлениям о самом себе, и не позволяют ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (нации, классу, профессии), с обладанием определенной собственностью и т.д.

Человек может скромно гордиться семьей, близкими, большой и малой Родиной. Разумная гордость не должна перерастать в гордыню.

Гордыня, зазнайство, высокомерие, эгоизм, чванство, надменность – порочные качества, достойные осуждения.

Героизм (подвиг) – особая мужественная форма человеческого поведения в экстремальных условиях войны и мира. Героев обожествляли в мифах Древней Греции. Героическая личность – жертвенная, альтруистическая личность. Современное общество исключает из повседневной жизни людей героизм, поскольку в нем, по большому счету, господствует дух стяжательства, практического расчета, обывательского благоразумия.

Трусость (слабодушие) – одно из выражений малодушия; отрицательное моральное качество. Трусость – индивидуальный страх перед природными или общественными силами. Трусость может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или выгодное общественное положение.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения. Грубость – противоположное качество вежливости, воспитанности. Причина грубости в раздражительности, в слабой сдержанности, в плохой выдержке.