Муфты жесткие компенсирующие

Муфты неуправляемые или муфты постоянно действующие.

1.Глухие муфты образуют жесткое и неподвижное соединение валов.

1- ведущий вал

2- ведомый вал

3- втулка

Скрепление втулки с валами выполняют с помощью штифтов, шпонок (в легковых машинах при d до 60-70 мм).

Муфта должна быть жестко закреплена на валах для предотвращения осевых смещений. Для этого на втулке устанавливают стопорное устройство. Муфта передает крутящий момент, который на шпонке реализуется тангенсальной нагрузкой.

Для соединения абсолютно соосных валов (соединения вал в вал)

Таким образом, опасным элементом является шпонка. Шпонку подбирают по стандарту по диаметру вала, а затем проверяют по напряжению сжатия.

 

- ширина шпонки. В каталоге на шпонку

Преимущества:

1. Муфта проста по конструкции

2. Имеет малые габариты

Недостатки:

1. Не компенсируют несоосность валов, а это приводит к дополнительной нагрузке на валы и подшипники и т.д.

2. Сложность монтажа.

Применяют их, когда технологическими приемами можно обеспечить качественную центровку валов

2. Фланцевая муфта(относится к глухим муфтам).

На валах установлены фланцы.

Состоит: 1 и 2 полумуфты- фланцы соединяют винтами (болтами). Болты могут устанавливаться с зазором, без зазора. В первом случае крутящий момент передается силами трения, возникающими в стыке полумуфт от затяжки болтов. Во втором случае – непосредственно болтами, работающими на срез и смятие. Болты, поставленные без зазора, выполняют функцию центровки валов. При постановке болтов с зазором центровка производиться выступом.

Иногда делают буртики, соблюдая правила техники безопасности, в целях безопасности выступающие части болтов закрывают буртиками.

Полумуфты жестко установлены на валах для предотвращения осевых смещений. Полумуфты не компенсируют несоосность валов. Момент- , который через шпонки реализуется

- окружная сила

Таким образом, муфта должна реализовать в стыке

1) винт - в отверстии без зазора, происходит срез в плоскости стыка и смятия.

на срез:

 

, -количество болтов

- диаметр стержня болта

на смятие:

 

2) Винт установлен в отверстие с зазором. Для реализации в стыке необходимо усилие затяжки болта создать сдвига.

 

Муфта кулачковая дисковая

Состоит из: 1 и 2 полумуфт и промежуточного диска 3. 2 полумуфты с зубчатыми венцами (пазы). Диск 3 с выступом.

4 отверстие для смазки. На внутреннем торце каждой полумуфты (1,2) пазы. На диске с выступом – муфта жесткая компенсирующая.

Из компенсирующих самоустанавливающихся универсальных муфт самая распространенная зубчатая муфта.

Состоит из полумуфт 1 и 2 с наружными зубьями и разъемной обоймы 3, 4 с двумя рядами внутренних зубьев. Муфта компенсирует все виды несоосности валов. Установлено, что у зубчатых муфт основной критерий работоспособности - это износостойкость. Для уменьшения износа в обойму заливают жидкую смазку.

Вал- шпонка- 1 полумуфта через контакт зубьев к обойме или полумуфта 3 от полумуфты 3 к 4 через зубья на полумуфту 2, затем через шпонку на вал . 5 - уплотнительное устройство.

Зубья эвольвентные, бочкообразные.

Обоймы стягивают винтами.

Эта муфта устраняет в достаточно широком пределе неточности: зубья выполняют бочкообразными.

Недостаток: муфта передает с вала на вал все динамические нагрузки (это плюс и минус муфты)