Права, обязанность и ответственность гл. бух-ра

Организация БУ на п-ии

 

1. Под организацией БУ на п-ии понимается система условий и элементов построения учета процесса с целью получения полной и достоверной инф о хоз деятельности п-ия, а также осуществление контроля за рацион. использ. ресурсов предприятия.

Ответ-ть за организацию бухучета, соблюдение законодательства при совершении хоз операций несет руководитель предприятия. Он обязан создать необходимые условия для проведения БУ, обеспечить выполнение всеми рабочими требования гл бухгалтера в целях предоставления и оформления док-тов.

Рук-ль организации в зависимости от необходимости учетной работы может:

· Учредить бухгалт. службу во главе с главным бухгалтером

· Ввести в штат дол-ть бухгалтера

· Привлечь специалистов со стороны

· Вести самостоятельно БУ

Для обеспечения рац организации БУ большое значение имеет план его организации:

1. план документации и график документооборота (в нем указывается перечень документов для учета в бланках)

2. план инвентаризации определяет порядок, сроки, формы проведения инв-ции

3. план счетов

4. план отчетности (в нем указывается перечень отч.форм, сроки предоставления отчетности, адреса и фамилии лиц, получающих отчетность, способ предоставления отчетности, фамилии лиц, ответственных за ее составление и предоставление)

5. план технического оформления и детальная хар-ка форм БУ, которые будут применятся предприятием

6. план организации труда работников бухгалтерии (структура бухгалтерии, штат)

Различают централизованный децентрал. учет. При центр учете учетный аппарат сосредоточен в гл бухгалтерии, в которой ведется аналитич учет на основании первич и свод документов, поступающих из подразделения предприятия. В самих подразделениях осуществляется лишь первичная регистрация фактов хоз деятельности.

При децентрал учете учетный аппарат рассредоточен по структурным подразделениям, где осуществляется аналитический учет, составляется отчетность этих подразделений. Гл бухгалтерия проводит сводку результатов и составляет свод отчетность по всему предприятию

 

Структура бух аппарата зависит от условий организации и технологии производства, наличия технологических средств учета.

В состав бух аппарата входят следующие группы:

· материальная – учет производственных запасов

· расчетная – учет труда и ЗП

· произв-калькуляционная группа – учет затрат

· группа учета готовой продукции

· общ.группа – учет остальных операций, составляет отчетность

 

18.11.08г

 

Права и обязанности гл. бухгалтерарегулируются ФЗ «О БУ»

Гл. бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики организации, ведение БУ, своевременное предоставление БО. Гл. бух. подписывает док-ты, служащие основанием д/ приемки и выдачи ТМЦ, ден. средств, док-ты, отражающие кредит, фин обязательства предприятия и хоз. договора. Без подписи гл. бухгалтера документы недействительны.

Гл. бух запрещается принимать к исполнению и оформлению док-ты по операциям, противоречащим действующему законодательству, а также операции, нормирующие ден и фин.

С гл.бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственного лица. Гл.бухгалтер не имеет право являться материально-ответственном лицом, получать деньги и др. ТМЦ

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей гл.б несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. При освобождении гл.б он обязан сдать дела вновь назначенному гл.б, в момент передачи дел проверяется правильность ведения бух отчетности, что оформляется соответствующим актом, подписывающимся гл. руководителем.

 

Учет ОС предприятия.

1. Ос ср-ва, задачи учета, классификация, оценка

Док-т оформления дви ОС

2. Синтетический учет поступления и выбытия ОС

3. Учет амортизации ОС

4. Учет ремонта ОС

5. Учет аренды ОС

6. Инвентаризация ОС и Порядок отражения ее результатов в учете

 

Основные ср-ва, задачи учет и классификация. Движение ОС в соответствии с ПБУ № 6/01 и учет ОС.

 

ОС – это честь имущества, используемого в кач-ве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течении периода, превышающего 12 мес. Или обычный операционный цикл, если он > 12 месяцев

При этом дан. Имущество будет приносить доход организации и она не собирается это имущество перепродавать в будущем.

 

Согласно ПБУ к ОС относятся :

1. Здания

2. Сооружения

3. Сим машины о оборудование

4. Раб. Машины и оборудование

5. Измерительно-регламенированные приборы

6. Вычислительная техника

7. Транспортные средства

8. Спец инструмент и приспособление

9. Произв. и хоз. Инвентарь

10. Рабочий и продуктивный скот

11. Многолетние земельные насаждения

12. Прочие ОС

13. Капитальные затраты на улучшение земель

14. Кап.затраты в арендованные ОС

15. Земельные участки

16. Объекты природопользования

 

Задачи учета ОС

 

1. Своевременное и правильное документ оформление и отражение в учете поступления, перемещения, выбытия ОС

2. контроль за сохранностью, наличием и использованием ОС

3. своевременное и точное начисление амортизации ОС и ее отражения в учете.

4. учет затрат, связанных с ремонтом и модернизацией ОС.

 

Единицей БУ ОС явл-ся инвент. Объект

Объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельно конструктивно обособленный объект, предназначенный для выполнения опр. Самост. ф-ций или обособл.комплекс сочлененных предметов, представляющих собой един. целое и предназначенный для выполнения опр. работ.

 

ОС принимается к учету по первоначальной стоимости.

 

Перечень факт.затрат на приобретение, изг-ние ОС опр-ся ПБУ 6/01 и включает в себя

 

Сумму, уплачиваемую поставщикам в соответствии с договорами

Суммы, уплачиваемые подрядчикам в соответствии с договорами подряда

Суммы за информационные консультации и др. услуги, связанные с приобретением объекта ОС

Регистрационные сборы

Гос пошлины

и др. аналогичные выплаты, связанные с приобретением объекта ОС

Таможенные пошлины

Вознаграждение посреднич операциям

Затраты на приведение ОС в состояние, пригодное к использованию и иные затраты, связанные с приобретением, строительством и изготовлением ОС

 

Ден. Оценка ОС, внесенных учред-нями в счет вклада в УК организации, опр-ся по договорам сторон.

Первоначальная стоимость объектов ОС, полученных безвозмездно, опр-ся на основании тек. рын. стоимости анал. Объекта.

 

Первоначальной стоимостью объектов ОС, полученных по договорам предусм-ей цен-тей, переданных орг-ции.

 

Первоначальная стоимость ОС меняется в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, частич ликвидации и переоценки.

 

В процессе эксплуатации ОС изнашив-ся отчего их первоначальная стоимость уменьшается.

 

Первоначальная стоимость ОС за вычетом суммы накоп амортизации наз-ся остаточной стоимостью.

 

Под восстанов. Ст-тью ОС поним-ся ст-ть их воспроиз-ва (приобретения или строительства) исходя из действующих цен на момент переоценки.

Переоценка ОС пров-ся либо по решению Прав-ва РФ, либо на основании ПБУ 6/01. переоценка путем индексации или м-дом прям расчета на основании соотв док-тов.

 

Документальное оформление движения ОС

Поступление ОС от поставщиков на склад оформ-ся товарно-сопроводительными документами и счетами-фактурами (д/возмещения НДС из бюджета)

Принятие к учету им-ва в качестве ОС оформляется актом приемки-передачи

Ф № ОС-1 (форма)

 

Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация объекта, на основании этого акта в бухгалтерии, открывается инвентарная карточка на каждый объект и он передается в соответ. подраз цех

 

В бухгалтерии аналит. Учет ведется по кажд инвент объекту и каждому присваивается инвентарный номер.

Ф № ОС-6 (инвентарная карточка)

 

Выбытие ОС оформляется акт о списании Ф № ОС-4 и отражается в инвенар карточке

 

Переоценка ОС записывается по восстанов стоимости в спей раздел карточки ( Реконструкция и модернизация) в местах эксплуатации ОС их учет ведется в инвентарных списках Ф № ОС-9

Карточки учета движения ОС Ф № ОС-8 открывают на начало тек. Года, затем ежемесячно после записи оборотов за месяц опр-ют наличие ОС на 1-ое число след месяца

По данным этих карточек составляют оборотную ведомость движения ОС, итоги которой сверяются с итогами гл.книги, а данные гл.книги служат основанием для составления бухотчетности (Ф №1 и Ф№5).

 

Перемещение Ос из одного подразделения в другое оформляется актом на внутреннее перемещение.

 

 

2) Учет поступления и выбытия ОС ведется на счетах:

· 08 «Вл-я во внеоб активы»

· 01 «ОС»

· 91 «Прочие расходы и доходы»

Счет 08 «Вложения во внеоб активы»

Капитал вложения в развитие, расширение, реконструкцию, модернизацию, обновление ОС не мат активов

Счет акт-ний; деб сальдо отражает факт вложения во внеоб активы; оборот по дебету показывает величину вложений за опр. период, оборот по кредиту, списание этих вложений в момент введения их в эксплуатацию.

ОС на л-е поступать из различных источников:

· За плату от поставщиков и прочих кредиторов Д 08/4 К 76,60 стоимость приобретения без НДС Д 19 К 76,60 сумма НДС

· В счет вклада в уставной капитал организации Д 08/4 К 75

· Безвозмездные поступления Д 08/4 К 98/2 Затем по мере начисления амортизации соответствующие суммы списываются с дебета ст 98 Д 98/2 К91

· ОС в обмен на другое имущество Стоимость полученных активов опр-ют исходя из цены, по которой пред-ие обычно приобретает аналогич ОС, а розницу м/у стоимостью полученных и переданных ценностей отражают как внереализ доходы или внереализ расходы

Отражена выручка от реализации продукции:

Д 62 К90/1 выручка

Отражение с/с реализ продукции

Д 90/2 К43

Отражен НДС от реализ продукции

Д 90/с.с. НДС К68

Оприходование объекта ОС, исходя из стоимости поставлен продукции

Д 08/4 К60,76

Д 19 К60,76 сумма НДС

Отражение товарообменных операций на сумму поставленной продукции

Д 60,76 К62

Отражение разницы м/у стоимостью объекта ОС и стоимостью реализ продукции

Доход от товарообменной операции Д 60,76 К91/1

Расход от товарообменной операции Д91/2 К62

Возмещение НДС из бюджета Д 68 К19

Строительство ОС

Осуществляется двумя способами

- подрядный – ОС строит другая организация

- хозяйственный – строит ОС сами

 

Независимо от того, каким способом ведется строительство объекта ОС, учет ведется на сч 08/3

Деб сальдо сч 08/3 показывает величину незаверш строительства

По дебету отражается затраты на строительство, а по кредиту списание фактических затрат, составляющих первонач стоимость данного объекта в момент введения этого объекта в эксплуатацию

Если строительство ведется подрядным сп-м, то факты затрат на строительство будут отражаться Д 08/3 К60,76,07

 

 

Сч. 07 «Оборудование и установка

Сч. Активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении оборудования, требующего монтажа, принятие к учету такого оборудования отражается Дт 07 Кт 60,76,23,25,29,86

Если объект ОС строится хоз. способом то сч. 08/3 корреспондировать со след. счетами :

Дт 08/03 Кт10– отпущены материалы на строительство Ос

 

Дт 08/3 Кт 23 – списаны затраты на вспомогательное производство

 

Дт 08/3 Кт 25 – списаны общепроизводственные расходы на строит-во ОС

 

Дт 08/3 Кт 70– начислена ЗП работников, занятых в строит-ве объектов ОС

 

Дт 08/3 Кт 69 – отражены отчисления на соц. нужды от ЗП работников,

Занятых в строительстве ОС

 

Введение ОС в эксплуатацию отражаются след. записью

Дт 01 Кт 08 – на сумму первонач. Стоимости ОС.

 

Первоначальная стоимость Ос может меняться , но только в случаях, предусмотренных законодательством или ПБУ/6 от 2001 г.

–перестройка объектов ОС

– переоборудование

– реконструкция с целью улучшения функциональных св-в объекте

– в результате инфляции

 

При уменьшении первоначальной стоимости в результате переоценки

Дт 83 Кт 01

 

При увеличении первоначальной стоимости

Дт 01 Кт 83

 

В момент выбытия Ос , ранее переоцененного ( в большую сторону) делается запись Дт 83 Кт 84 – сумма дооценки ( до большей стоимости).

 

Для обобщения информации о выбытии ОС и определения фин. результата от данной операции используется сч. 91

 

По дебету сч.91 – расходы, связанные с выбытием ОС и остаточная стоимость выбывающего объекта.

По кредиту сч. 91– доходы (выручка) от реализации данного объекта, стоимость мат. Ценностей, поступивших в связи со списанием или по цене возможного использования.

 

Порядок выбытия объектов ОС:

 

1)списание остаточной стоимости объекта ОС и расходов, связанных с его выбытием Дт 91/2 Кт 01

 

2) На сумму накопленной амортизации Дт 02Кт 01

 

3) фин. результат (прибыль или убыток) от выбытия ОС формируется на сч.91 как разница его оборотов.

 

Д сч. 91 К

1) остат. стоимость 2) расходы по реализации 3) выручка от реализации
Об. Об.
Убыток (Дт оборот > Кт оборота) Прибыль (Дт оборот < Кт оборота)

 

 

Убыток от реализации Ос (выбытие ОС) Дт 99 Кт 91

 

Прибыль от реализации Дт 91 Кт99

 

Если выбытие объекта ОО длиться достаточно продолжительное время , то к сч. 01 может открываться субсчет «выбытие ОС»

В Дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающих объектов ОС, а в кредит сумма начисления амортизации.

 

 

2.12.08